«МИР ИСКУССТВА». Под этим названием группой петербургских художников издавался художественный журнал с 1899 по 1904. Название «М. и.» было присвоено и самому объединению петербургских художников, вполне оформившемуся к концу 90-х гг. Деятельность этой группы проявлялась на протяжении двух десятилетий в энергичной пропаганде своих идей на практике (устройство выставок «М. и.») и в теории (издание журнала «М. и.», существовавшего вначале на средства кн. М. К. Тенишевой и мецената С. И. Мамонтова). Группа «Мир искусства», вскоре получившая кличку «декадентов», возглавлялась С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа. Основное ядро ее составляли художники К. Сомов (см.), Л. Бакст, Е. Е. Лансере, М. Добужинский; за ними шли такие видные художники Москвы и Петербурга, как Серов, Рерих, Коровин, Малютин. В сфере влияния «М. и.» оказались также Билибин, Митрохин, Нарбут, Богаевский, Стеллецкий, Кустодиев; из молодых художников — Сарьян, Петров-Водкин, П. Кузнецов, Уткин, Милютин, Браз, Кончаловский, Машков, Лентулов и др. Из скульпторов к «М. и.» тяготели Трубецкой, Голубкина, Обер и др. В журнале «Мир искусства» участвовали критики и писатели: Минский, Розанов, Философов, Мережковский, Брюсов, Белый.
В качестве характерного стилевого явления «М. и.» находил свое выражение во всех видах искусства, гл. обр. в живописи конца 19 и начала 20 вв. Художеств. воззрения и продукция группы «М. и.» были по существу реакционны и эклектичны. Отличительными чертами «М. и.» являлись: ориентация на западную художеств. культуру (гл. обр. на стиль королевской Франции 17—18 вв.), демонстративный уход от реалистич. изображения действительности, пассеистический романтизм, интерес к различным стилям прошлых веков, культ утонченного и крайне субъективного художественного восприятия, апология искусства в духе Ницше (см.), проповедь «чистого» «искусства для искусства», отказ от больших социально значимых идей. С этих позиций самодовлеющего эстетизма, идеализма и крайнего индивидуализма идеологи «М. и.» обрушивались на демократическое искусство передвижников (см.), вели борьбу против материалистических положений «эстетики» Чернышевского. Несмотря на то, что эстетическая концепция «М. и.» имела много общего с эстетикой уходящих «дворянских гнезд», «М. и.» боролся с дворянской Академией художеств — гл. обр. потому, что Академия после реформы 90-х гг. стала в известной степени «передвижнической». В формальном отношении художников группы «М. и.» объединяли условность и подчеркнутый аристократизм художественной манеры, изысканность стилизаторства, стремление к графичности в ущерб живописному началу.
1905 был рубежом в истории «М. и.». Журнал «М. и.» прекратил свое существование, Дягилев уехал в Париж, где его антреприза, в особенности постановка «русских балетов» (сезон 1909), имела шумный успех. Но «М. и.» в целом теряет свое былое руководящее значение в рус. искусстве. Период реакции способствовал появлению великодержавных настроений, усилению эстетизма и стилизаторских тенденций в группе «М. и.». А. Н. Бенуа выступает в «Речи» — органе партии кадетов — в защиту Академии как учреждения, где должна культивироваться «идея красоты государственной жизни». — Большинство художников «М. и.» работало на театр в качестве декораторов, костюмеров и даже постановщиков. Бакст, Головин, Коровин, Бенуа известны как крупные мастера феерически пышного театрального зрелища. Группа «М. и.» работала в области художественного оформления книги, выдвинув из своей среды ряд блестящих книжных графиков, а также в области прикладного искусства.
Несмотря на интерес к прошлому, к русской старине, к истории, группа «М. и.» не создала историч. живописи. Историческая концепция «М. и.» насквозь эстетична и поверхностна; в произведениях историч. содержания, созданных «М. и.», преобладают феодальные реминисценции, выдвигается проблема царственной героич. индивидуальности как единственного носителя историч. процесса.
Лит.: «Мир искусства», СПБ, 1899—1904; Бенуа А., Возникновение «Мира искусства», Л., 1928; Соколова Н., «Мир искусства», М. — Л., 1934.