Текст этого раздела (автор: Николай Владимирович Чернов) является несвободным и в настоящее время не может быть помещен в Викитеку. В соответствии со статьёй 1281 ГК РФ, текст перейдёт в общественное достояние 1 января 2046 года. |
Профессиональные вредности и борьба с ними. Основные профессиональные вредности К. п. связаны с теми примитивными полукустарными немеханизированными методами производства, к-рые существовали на всех (даже больших) кожзаводах в дореволюционной России и существуют по наст. время на многих заводах в ряде капиталистич. стран. Профессиональные вредности эти следующие: 1) работа в сыром помещении и в промокшей одежде, что связано с ручной загрузкой и разгрузкой чанов и баркасов; на этой почве у рабочих развиваются различные ревматические заболевания. По данным лейпцигской больничной кассы, заболеваемость ревматизмом среди кожевников превышает в 2 раза заболеваемость ревматизмом среди всех застрахованных рабочих; по данным Гольцмана, мокрые цехи крупного кожевенного завода царской России давали в 1908—10 10,4 случая заболеваний ревматизмом на 100 рабочих в год; прочие цехи — 2,9 случая. 2) Выделение в процессе гниения и брожения шкур газов — сероводорода, аммиака, углекислоты и др.; из них наиболее опасным является сероводород, могущий вызвать серьезные острые отравления. В обычных условиях его концентрации в воздухе не достигают «токсических», т. е. дающих острое отравление; имевшие место на ряде заводов за границей случаи острых, частью смертельных отравлений лиц, работавших над чисткой дубильных чанов, следует, вероятно, объяснить комплексным действием сероводорода, циана и других газов, образующихся в результате деятельности микрофлоры дубильных чанов. 3) Соприкосновение рабочих с загрязненными жидкостями и раздражающими веществами — известью, сернистым натром, хромпиком; при неправильной — организации труда и отсутствии спецодежды это является причиной кожных поражений (задубливание кожи, мацерация ее, болезни ногтей). Специфические формы хромовых язв дает хромпик при двухванном способе дубления (хромпик + соляная кислота). 4) При несоблюдении мер предосторожности — значительная опасность заражения сибирской язвой. Случаи заражения сибирской язвой встречаются на кожзаводах Западной Европы довольно часто (напр. в Германии за годы 1910—23 из 1.684 случаев сибирской язвы 621 случай падает на К. п.). В дореволюционной России случаи заболевания сибирской язвой среди кожевников были также значительно распространены; хотя точная статистика отсутствовала, но по данным, напр., одного Слободского уезда б. Вологодской губ., где было много кустарных кожевенных и овчинно-шубных заводов, за 10 лет (1897—1907) было отмечено 1.173 случая сибирской язвы. В СССР в 1929/30 в кожевенной промышленности было зарегистрировано 96 случаев, в 1931 — 28 случаев сибирской язвы. Наиболее часты случаи заражения при процессах обработки, предшествующих дублению.
Оздоровительные мероприятия в К. п., широко проводимые в СССР и устраняющие перечисленные профессиональные вредности, заключаются в переводе К. п. на индустриальные рельсы, в укрупнении предприятий, в широчайшем проведении механизации процессов производства и осуществлении детальных профилактических мероприятий. Последние состоят в следующем: 1) борьба с сыростью и промоканием одежды путем устройства водонепроницаемых полов, стоков для жидкостей, снабжения рабочих надлежащей спецодеждой, введения рационального режима процесса дубления; 2) во избежание возможных отравлений — промывка дубильных чанов перед их чисткой, работа в них в противогазах; для устранения соприкосновения с едкими и раздражающими веществами — работа в рукавицах или перчатках; 3) для борьбы с сибиреязвенной инфекцией — усиление санитарно-ветеринарного надзора, введение реакции Асколи-Валенти для распознавания шкур, происходящих от сибиреязвенных животных. — Коренное улучшение общих санитарно-гигиенических условий на кожзаводах, введение мероприятий личной гигиены (умывальники, души, раздевальни и др.) в сочетании с прочими оздоровительными мероприятиями, упомянутыми выше, резко изменили в СССР условия труда в кожевенном производстве. Детальные санитарные правила по устройству и содержанию кожзаводов имеются в обязательном постановлении НКТ СССР от 28/VIII 1928.
Лит.: Завадский А. А., Краткий курс кожевенного производства, 2 изд., М. — Л., 1930; Костин Н. П., Общая технология кожи, ч. 1, 2, 3, М., 1927, 1929 и 1937; Технология кожи, бригада под руководством проф. Н. В. Чернова, М. — Л., 1937; Стиасни Э., Кожевенная химия, М. — Л., 1934; Вильсон Д. А., Химия кожевенного производства, т. I—II, М., 1932—35. Журналы: «Труды Центрального научно-исследовательского института кожевенной промышленности», Москва, с 1930; «Кожевенно-обувная промышленность г. Москвы и области», М., 1931 (с 1937 под назв. «Кожевенно-обувная промышленность»).