ФРУНЗЕ, Михаил Васильевич (1885—1925), старый большевик, выдающийся партийно-политический деятель, полководец и военный теоретик РККА. Родился в Семиречьи в г. Пишпек (ныне Фрунзе, Киргизской АССР). Отец — фельдшер, мать — крестьянка из переселенцев Воронежской губ. После окончания гимназии Ф. поступил в Петербургский политехнический ин-т. В 1904 вступил в РСДРП, примкнул с самого начала к большевикам, втянулся в подпольную работу и стал профессиональным революционером под кличкой «тов. Арсений». С мая 1905 Ф. работал в Иваново-Вознесенске, где руководил знаменитой стачкой текстильщиков; в том же году участвовал на III Съезде партии в Лондоне; в конце 1905 Ф. участвует в декабрьском восстании в Москве. В 1907 вместе с С. И. Гусевым организует неудавшееся покушение на урядника, в марте попадает в руки полиции в г. Шуе и дважды приговаривается к смертной казни. Под давлением десятков тысяч рабочих, бросивших работу и подошедших к стенам тюрьмы, царское правительство заменяет смертную казнь многолетней каторгой, которую он отбыл в течение 8 лет Во Владимирском, Николаевском и Александровском централах. В начале 1915 Ф. был выслан на поселение в Верхоленский уезд б. Иркутской губ. В июле 1915 был вновь арестован и бежал из тюрьмы. Под фамилией Василенко работал в Чите в областном переселенческом управлении и одновременно занимался подпольной революционной работой, редактируя газету «Восточное обозрение». Укрываясь от ареста, отправляется в полосу Западного фронта, где работает во Всероссийском земском союзе под фамилией Михайлова, ведет революционную работу среди солдат частей Западного фронта. После Февральского переворота — председатель Совета крестьянских депутатов Минской и Виленской губ., член исполкома Минского городского совета и член фронтового комитета армий Западного фронта; во время корниловщины — начальник штаба революционных войск Минского района, участвует в ликвидации Корниловского мятежа.
В сентябре 1917 Ф. снова возвращается в Шую и Владимир, откуда 30 октября во главе 2.000 вооруженных рабочих направляется в Москву. В Москве он принимает участие в уличных боях, закончившихся победой восставшего московского пролетариата. До середины 1918 Ф. занимает ответственные партийные, советские, хозяйственные и военные посты в Иваново-Вознесенской губ., проявляя себя выдающимся организатором Советской власти. В сентябре 1918, после ликвидации Ярославского мятежа, назначается ярославским окружным военным комиссаром, формирует и обучает новые красноармейские части в крайне тяжелых условиях хозяйственной разрухи и развертывающейся гражданской войны. В этой новой области военного строительства Ф. показал себя выдающимся партийным военно-политическим деятелем. В конце 1918 в виду необходимости усиления Восточного фронта ЦК назначает Ф. командующим IV армией, к-рая действовала на южном фланге Восточного фронта и имела задачей освобождение Туркестана. Положение IV армии было катастрофическим в силу внутренней дезорганизации: отмечались контрреволюционные выступления и попытки братания с белыми казаками; в нек-рых частях комячейки работали подпольно. Целым рядом умелых мероприятий организационного и политического характера Фрунзе быстро восстанавливает в армии революционную дисциплину, добивается спайки между командным составом и красноармейской массой, привлекает в свой штаб крупных старых военных специалистов и в результате этой организационной работы весьма успешно руководит боевыми действиями на фронте гражданской войны.
Весной 1919 Колчак нанес сильный удар V армии Восточного фронта и безостановочно продвигался к Волге, стремясь прорваться к Москве; необходимо было его остановить. Под командованием Ф. создается южная группа Восточного фронта в составе четырех армий. IV и I армии, по замыслу Ф., должны были из района Бузулука ударить во фланг главным силам Колчака, наступавшим через Бугуруслан к Самаре. С туркестанского направления снимаются части фронта, и защита Оренбурга и Уральска передается в руки местных рабочих полков. Большевистское чутье Ф. и его полная уверенность в революционной сознательности оренбургских и уральских рабочих себя оправдали: рабочие полки отстояли эти города от многочисленных атак белых казаков. Сокрушительный фланговый удар южной группы Восточного фронта заставил Колчака откатиться от Волги и отойти назад к Уралу. В боях под Уфой Ф. лично стал в первых рядах атакующей 25-й дивизии и был контужен в бою. После взятия Уфы Ф. перебрасывается со своими главными силами против оренбургских казаков и в сентябре 1919 наносит им решительное поражение, в результате к-рого захватывает пленными и перебежчиками 80.000 белых казаков. Дорога в Туркестан освобождена. Ф. находит в Туркестане сложную политическую и военную обстановку, но быстро в ней разбирается. Прибыв туда в феврале 1920, он наносит сокрушающие удары казачьей контрреволюции (особенно в Семиречьи, где подвизался свирепый «атаман» Анненков), энергично уничтожает басмаческие шайки, во-время помогает бухарскому народу сбросить своих феодалов. Ф. проводит в Туркестане ленинскую национальную политику, участвует в работе по восстановлению Советской власти и всей своей политической деятельностью привлекает на сторону Советской власти симпатии тех многих национальностей, которые населяют эту далекую страну. Весь 1920 до глубокой осени Фрунзе работает в Туркестане.
Затянувшаяся борьба на Врангелевском фронте осенью 1920 требовала, чтобы окончательный удар Врангелю был нанесен до наступления зимы. Страна нуждалась в передышке. «Неудивительно поэтому, что в момент, когда последыш южной контрреволюции, барон Врангель, забаррикадировавшийся на Крымском полуострове и мечтавший о „малиновом перезвоне“ московских колоколов, вылез из своей западни и начал развивать успешные операции против красных войск, ЦК нашей партии с Владимиром Ильичем вспомнил о М. В. Фрунзе. Наша партия и Советское правительство поручили Михаилу Васильевичу труднейшую и почетнейшую задачу окончательного разгрома последней контрреволюционной, связанной тесными узами с западно-европейским империализмом, армии Врангеля. Трудящиеся нашей страны, и не только нашей страны, но и всего мира, сознательно относящиеся к окружающей их жизни, знают, как блестяще Ф. справился со сложной боевой операцией. Ведь даровитого и энергичного белого полководца — барона — окружали лучшие стратеги и военачальники старой царской России. Врангелем и его помощниками были применены все достижения, средства военной науки и техники, чтобы удержать за собой захваченный ими Крым, но красные вооруженные силы, руководимые блестящим военным гением Ф., разметали сокрушительными ударами контрреволюционные войска, как карточные домики, и от вчерашней громкой боевой славы барона Врангеля и его генералов остались лишь одни жалкие воспоминания» (Ворошилов).
После разгрома Врангеля Ф. работает на Украине. На X Съезде партии избирается членом ЦК ВКП(б) На Украине Ф. ликвидирует махновщину и вплоть до начала 1924 участвует в партийном и советском строительстве УССР, избирается членом Политбюро ЦК КП(б) У. Ф. является одним из инициаторов создания Советского Союза и принимает участие в выработке конституции СССР. Во всех своих политических выступлениях постоянноставит вопросы, связанные с обороной страны, и предлагает конкретные мероприятия в области военного строительства. В эти годы Ф. внимательно прорабатывает опыт империалистической и гражданской войн. По поручению правительства, во время национально-освободительной войны Турции (1922) Фрунзе лично поехал в Ангору для заключения договора дружбы между УССР и Турцией, которая в это время вела ожесточенную борьбу с империалистами.
После окончания гражданской войны обнаружились крупнейшие недочеты в состоянии и организации Красной армии. Стоявший во главе армии Троцкий ориентировал командный состав на мелочи, оппортунистически проходя мимо важнейших задач военного строительства. На этой почве между Троцким и Ф. возникла оживленная дискуссия. Ф. на совещании военных делегатов XI Съезда партии выступил с докладом об основных задачах обороны страны, в к-ром обосновывал необходимость установления единой военной доктрины в Красной армии, т. е. единства взглядов на основные вопросы военного дела, указывающих пути их решения с точки зрения интересов пролетарского государства. В предложениях Ф. выявлены: слабая подготовленность армии, руководимой Троцким, к разрешению назревших военных задач, значительный отрыв руководящего аппарата от армейских низов, отсутствие единого языка между верхами и низами армии, неувязка между оперативными предположениями и материальными ресурсами и несогласованность работы военного ведомства с гражданскими органами. Необходимость военной реформы назревала, но Троцкий, который в эти годы вел особенно ожесточенную борьбу с партией и особенно настойчиво защищал оппортунистические позиции в военной области, плохо руководил армией, что могло привести к ее ослаблению. Партия дольше не могла терпеть такого положения. Решением ЦК Троцкий был смещен, и с начала 1924 во главе Красной армии становится Ф.
В 1924 и 1925 Ф. проводит военную реформу, реорганизует военное управление, организует территориально-милиционную систему, усиливает темп формирования национальных частей, устанавливает четкий порядок прохождения службы командного состава, закладывает твердые основы для перехода к единоначалию, дает армии новые уставы по всем родам оружия и стремится внедрить в армию современную технику. Эти годы военной реформы были связаны с восстановительным периодом нашего народного хозяйства, и полностью идеи Ф. в области внедрения в армию новой военной техники, понятно, тогда удовлетворены быть не могли. Но он многое подготовил для осуществления этой задачи в будущем. «Война будущего в значительной мере, если не целиком, будет войной машин» — основной лейтмотив выступлений Ф. по этому вопросу. Об этой полосе деятельности Ф., предшествующей периоду технической реконструкции Красной армии, К. Е. Ворошилов писал: «Нужно только сказать, что громадные задачи, которые ставил для разрешения этот незаурядный человек, открыли новую полосу в военном строительстве. Его заветы для нас, его товарищей, остаются и поныне незыблемыми и будут проводиться на пользу рабоче-крестьянской Красной армии и нашего Советского государства». М. В. ФРУН3Е
Развертывая огромную практическую работу по военной реформе, Ф. одновременно продолжает разработку марксистско-ленинского учения о войне, особенно тщательно останавливаясь на вопросах будущей войны. Исходя из того, что будущая война для нас будет революционно-классовой войной, что в ней будут принимать участие большие массы, Ф. устанавливает, что столкновение с нашими классовыми противниками будет острым, глубоким и затяжным. Будущая война будет войной маневренной, и в этом духе должна быть воспитана армия. Наряду с участками большой войны будут районы малой войны, где партизанские действия найдут самое широкое применение. Мощное развитие воздушных сил, мощное развитие химии и других средств борьбы приводит к тому, что непрерывная подвижная линия фронта вряд ли мыслима на сколько-нибудь значительном протяжении и на сколько-нибудь длительное время. Ф. неоднократно указывал, что политические потрясения капиталистического мира будут играть большую роль при выработке очередных стратегических и тактических мероприятий в войне будущего. Стратегия и тактика в области чисто военной неразрывно связаны с областью чисто политической. Однако мы должны строить свои планы не на надеждах на политическое разложение нападающего на нас противника или на его «нейтрализацию», а на фактической возможности уничтожить его физически. Ф. много работал над поднятием культурного уровня Красной армии, указывая, что в связи с ростом технических средств требуется величайшая сознательность и величайшая культура. Та страна, к-рая не сумеет заложить все необходимые культурные основы в мирное время, неизбежно обречена на неудачи во время войны.
Как марксист Ф. уделял много внимания военно-экономической стороне будущей войны. Проблема фронта и тыла особенно занимала Ф. Правильной постановке организации тыла и самой тщательной подготовке операций Ф. придавал исключительное значение (Собр. соч., т. II, стр. 165). Само понятие мобилизации, как он указывал, сейчас расширяется в значительной мере. Война втягивает в свой круговорот все стороны общественного быта, и тыл в значительной своей части совмещается с фронтом. Фрунзе указывал, что никаких запасов мирного времени для ведения войны не хватит, и надо так строить все хозяйство, чтобы развертыванием его во время войны можно было легко обслужить многомиллионную армию. Центр тяжести ведения воины сейчас перемещается с фронта в тыл. В мирное время должен быть составлен такой же план развертывания хозяйства страны во время войны, как и оперативный план. Должны быть точно учтены все ресурсы и потребности, должно быть обеспечено правильное и бесперебойное снабжение и фронта и тыла. Ф. не только агитирует, но и намечает пути развития народного хозяйства с учетом задач обороны. Он активно борется за развитие в стране тракторостроения, за стандартизацию автомобилей, за усиление органов промышленности квалифицированными работниками, он является инициатором создания авиатреста, добивается усовершенствования нашей артиллерии, создает самостоятельное военно-химическое управление. Много трудов Ф. положил на развитие и укрепление морских и воздушных сил. Для всей военно-экономической работы нужны были свежие кадры. С этой целью Ф. учреждает при Военной академии снабженческий факультет, усиливает кадры научно-технических органов военного ведомства, привлекает к военной работе гражданских научных деятелей. Очень много внимания Ф. уделяет вопросам ликвидации нашей зависимости от заграницы; его чрезвычайно радовали первые успехи нашего самолето- и моторостроения. На 3 Съезде Советов Ф. выступает с большой программой военно-экономической подготовки страны.
Ф. был выдающимся организатором советской общественности. Военное общество, организованное в 1920, постоянно встречало активную помощь Ф. В 1923 Ф. поддерживает создание ОДВФ и в 1924 организацию Доброхима. С 1924 Ф. проводит мысль об объединении всех этих трех обществ в одно; в мае 1925 он выступает на Всесоюзном совещании ВНО, преобразует его в ОСО, к-рое затем под непосредственным руководством К. Е. Ворошилова слилось с Авиахимом в ныне существующий Осоавиахим (см.). Ф. неоднократно указывал, что «лозунг военизации страны — наша насущнейшая очередная задача, и только в той мере, в какой он будет воспринят нашей партией, советским аппаратом и всей массой трудящихся, мы сможем поставить дело обороны на такую высоту, что нам не будет страшна никакая опасность».
В конце октября 1925 тяжелая болезнь и неудачная операция совершенно. неожиданно унесли от нас Ф. Траурными знаменами покрылась вся страна, потерявшая одного из лучших большевиков. Эту потерю так характеризует ближайший друг и соратник Ф. — К. Е. Ворошилов, заместивший его на посту вождя Красной армии: «Все трудящиеся советского государства, все передовые рабочие и крестьяне за рубежом нашей страны будут чтить память Михаила Васильевича, как выдающегося борца и революционера, до конца преданного делу освобождения рабочего класса». Над могилой Ф. вождь нашей партии и мирового пролетариата Сталин сказал, что в лице Фрунзе мы потеряли одного из самых чистых, честных и бесстрашных революционеров нашего времени. Партия, Советская власть и Красная армия потеряли одного из самых любимых и уважаемых организаторов-вождей.
Кроме города, где родился Ф., имя его носит Военная академия РККА, б. Хамовнический район города Москвы и др.
Труды Ф. собраны в трехтомник под ред. А. С. Бубнова, Москва — Ленинград, 1926—29; в т. I дана библиография работ о Фрунзе; Избранные сочинения Фрунзе в одном томе (Москва, 1934).
Лит.: Бубнов А. С., Михаил Васильевич Фрунзе, 2 изд., М. — Л., 1931; Белицкий С. М., М. В. Фрунзе, М., 1930; Вольпе А. М., Оборона страны и М. В. Фрунзе, М. — Л., 1928; Голубев А. В., М. В. Фрунзе о характере будущей войны, М., 1931.