Перейти к содержанию

Гражданский процесс. Том I (Исаченко)/Порядок сношения суда с тяжущимися

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
[706]
ОТДЕЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ.
ПОРЯДОК СНОШЕНИЯ СУДА С ТЯЖУЩИМИСЯ.

305. Все подлежащие предъявлению тяжущимся бумаги доставляются им чрез судебных приставов, или судебных рассыльных при повестках, относительно вручения которых соблюдаются правила, изложенные в статьях 282—289.

1864 ноября 20 (41477) ст. 305; 1882 мая 18 (892) 1, ст. 1, 3.

306. Судебный пристав или судебный рассыльный обязан немедленно представить в суд второй экземпляр повестки, при коей им была доставлена бумага.

Там же, ст. 306; 1882 г. мая 18, (892) I ст. 1, 3.

Эти две статьи не требуют особых разъяснений: указывая на то, что все бумаги, подлежащие передаче тяжущимся, доставляются им судебными приставами или судебными рассыльными в том порядке, который установлен для доставления вызова ответчика (ср. V объясн. к 290 ст.), и что судебный пристав или рассыльный, по доставлении той или другой бумаги тяжущемуся обязан немедленно представить в суд второй экземпляр повестки, при которой препровождалась бумага, они не дают никаких особых прав тяжущимся, кроме права обжалования на общем основании неправильных действий доставляющего бумаги. А потому, если бы почему-либо суд не нашел возможным поручить доставление бумаг судебному приставу или судебному рассыльному, а возложил бы эту обязанность, по силе 310 ст. учр., на полицейского чиновника, то [707] тяжущиеся не вправе ни уклониться от принятия адресованных на их имя бумаг, ни отговариваться тем, что судом нарушены предписанные законом формы судопроизводства, конечно в том случае, когда никакой неправильности в доставлении бумаги не последовало.


307. Бумаги, следующие к передаче тяжущимся, находящимся в суде, могут быть переданы им секретарем суда, с надлежащею распискою.

Там же, ст. 307.

Правило, постановленное в 307 ст. и составляющее исключение из общего правила, указанного в 305 ст., имеет прекрасную цель устранения ненужных медленности и проволочек в производстве гражданских дел доставлением тяжущимся бумаг чрез судебных приставов или судебных рассыльных в тех случаях, когда следующие для доставления тяжущемуся бумаги еще не отосланы по правилу 305 ст., а тяжущийся является лично в суд.

Порядок передачи бумаг секретарем.Относительно самого порядка передачи бумаг секретарем, следует сделать только следующие замечания:

1) секретарь может передать бумагу явившемуся тяжущемуся только тогда, когда председательствующим положена резолюция о передаче ее, ибо направлением бумаг заведует председательствующий в отделении и он один устанавливает — подлежит ли поданная бумага принятию, а копия ее сообщению противной стороне, или должна быть возвращена за пропуском, например, срока, оставлена без движения за непредставление гербового сбора и т. п.

2) он должен удостовериться, что лицо, явившееся за получением бумаги, есть действительно то самое, которому следует передать ее, иначе, передача бумаги не надлежащему лицу может служить поводом к обвинению суда в нарушении самых существенных форм судопроизводства и влечь за собою последствия, указанные в 304 ст.;

3) бумага должна быть передана при повестке, так как правило 307 ст. хотя и составляет исключение из правила, [708] постановленного в 305 ст., но только по отношению лиц, доставляющих бумаги тяжущимся, и не исключает того общего правила, что все бумаги передаются тяжущимся при повестках в которых, по силе 276 ст., должны быть указаны все сведения о дальнейших обязанностях тяжущегося;

4) требуемая рассматриваемой статьей расписка в получении бумаги должна быть сделана на втором экземпляре повестки с точным обозначением дня передачи, так как этот день может считаться началом известного процессуального срока для получающего и не должен оставлять никакого сомнения, и скреплена секретарем, который в известных случаях может быть и допрошен в качестве свидетеля о действительности передачи, как это установлено сенатом по отношению судебных приставов (см. II объясн. к 282 ст.);

5) исключение из правил, указанных в двух предыдущих пунктах, может быть делаемо только в следующих случаях: а) когда судопроизводственные бумаги (ответ, возражение, опровержение) передаются присяжному или частному поверенному, которые по своему званию обязаны знать процессуальные сроки и те обязанности, которые возлагаются законом с получением от суда той или другой бумаги, и не могут оправдывать пропуск срока или неисполнение других обязанностей непередачей им повестки, в которой эти сроки и обязанности должны быть обозначены и б) когда передается копия какого-либо документа, представленного противной стороной не при судопроизводственной бумаге, и когда передача этой копии не возлагает на тяжущегося никаких обязанностей; в этих случаях расписка получающего может быть сделана и не на повестке;

6) передача бумаг поверенным, явившимся от имени тяжущихся, может последовать не ранее, как по представлении узаконенной доверенности, из которой можно усмотреть, что явившийся поверенный действительно является представителем тяжущегося, а также необходимого числа копий доверенности для противной стороны.

Наконец, мы должны заметить, что секретарь вправе поручить передачу бумаг тяжущимся своему помощнику, который, по закону, имеет право исполнять обязанности секретаря, а потому передача бумаг помощником секретаря, при соблюдении [709] всех вышеизложенных правил, не может считаться нарушением существенных форм судопроизводства и влечь за собою какие бы то ни было последствия.


308. Присяжные поверенные могут показывать друг другу бумаги по делам своих доверителей и передавать копии их без посредства судебных приставов или судебных рассыльных.

Там же, ст. 308; мая 18, (892) I, ст. 1, 3.

Эта статья содержит в себе два правила: первое разрешает присяжным поверенным показывать друг другу бумаги по делам своих доверителей, а второе — передавать копии бумаг без посредства судебных приставов или судебных рассыльных.

Цель дозволения поверенным показывать друг другу бумаги верителей.I. Дозволение присяжным поверенным показывать друг другу бумаги своих доверителей хотя и представляется на первый взгляд несколько странным, так как «показывать бумаги никому не воспрещается» (Анненков I стр. 399), но тем не менее оно имеет свой raison d’être. 403 ст. учр. суд. уст. возлагает на присяжного поверенного обязанность не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства его дела, но и в случае устранения от оного и даже после окончания дела. Возможно же, что в переданных поверенному бумагах будет содержаться такая тайна, оглашение которой не желательно тяжущемуся, а между тем предъявлением этих бумаг поверенному противника может быть изменен взгляд его на дело и установлено известное положение в процессе. Не будь дозволения показывать такие бумаги своему собрату, присяжный поверенный мог бы быть подвергнут взысканию за нарушение правила приведенной 403 ст. учр., а при существовании его он имеет полную возможность оправдать себя от нареканий, быть может, несправедливых со стороны недобросовестного доверителя.

Порядок передачи поверенными копии бумаг.II. По отношению второго правила рассматриваемой статьи следует указать лишь на то, что передача копий [710] судопроизводственных бумаг одним присяжным поверенным другому должна сопровождаться распиской получающего на подлинном экземпляре с обозначением дня получения. Неисполнение сего должно влечь за собою следующие последствия: а) отсутствие расписки — оставление поданной бумаги без движения на основании 4 п. 269 ст., и б) отсутствие дня передачи копий — исчисление предоставленного законом срока со дня поступления подлинника в суд, ибо, если передача последовала позже, что, впрочем, едва ли возможно, так как с поступлением бумаги в суд, направлением ее занимается председательствующий в отделении, а не подающий ее поверенный, то от получающего зависит оградить интересы своего верителя и обозначить в расписке то число, когда копия передана ему в действительности.

Случай представления в суд бумаги по истечении срока для дачи объяснения на нее.III. Но возможен случай, когда один поверенный передает другому копию гораздо ранее представления подлинника в суд, например: явка назначена на 1-е июня; поверенный ответчика 5 мая передает поверенному истца копию ответа, а самый ответ представляет в суд только 1 июня. По 317 ст. истец имеет право в течение двух недель со дня получения копии ответа подать письменное возражение на него, т. е. в данном случае он обязан сделать это не позже 19 мая — значит за 11 дней до подачи самого ответа — спрашивается: обязателен ли для него этот срок и вправе ли поверенный ответчика, если до 19 мая противником его не будет подано возражение, вместе с подачей ответа 1 июня просить, на основании 320 ст., о назначении и дня заседания для слушания дела? — Нам кажется, вопрос этот должен быть разрешен отрицательно во внимание следующих соображений: хотя по 317 и 318 ст. на представление возражения и опровержения сторонам предоставляется двухнедельный срок со дня получения копий — истцом ответа, а ответчиком возражения, — но здесь предполагается, что копия ответа и возражения передаются тяжущимся после подачи и принятия судом ответа и возражения, ибо невозможно требовать, чтобы истец подал возражение на ответ, или ответчик опровержение на возражение, когда самих ответа и возражения в суд еще не поступало и может быть не поступят, или, если и поступят, могут быть возвращены за несоблюдение какой-нибудь формальности. Если же сторонам [711] невозможно предъявить такового требования, то невозможно и обвинять их в неисполнении его. Посему, мы полагаем, что в тех случаях, когда копия какой-либо бумаги будет передана поверенному противной стороны ранее, чем самая бумага поступит в суд, срок на подачу ответа на эту бумагу должен исчисляться не со дня действительной передачи копии, а со дня поступления бумаги в суд.

Распространяется ли правило 308 ст. на частных поверенных.IV. Засим следует вопрос: может ли быть распространяема сила этого правила и на частных поверенных? Нам кажется, да. Это мы выводим из того, что, устанавливая рассматриваемую статью, законодатель не имел в виду ставить частных поверенных в этом отношении ниже присяжных по той простой причине, что частных поверенных он и не имел в виду; что предоставляя право передачи бумаг без посредства судебных приставов лишь присяжным поверенным, а не вообще поверенным, которыми могли быть все, за исключением лишь лиц, поименованных в 246 ст., он имел в виду то обстоятельство, что присяжные поверенные, как люди сведущие в своей профессии, не нуждаются в сведениях, помещаемых в препроводительных повестках и что и без сообщения им этих сведений они знают и установленные законом сроки и свои обязанности, состоящие в зависимости от этих сроков. А так как в число частных поверенных принимаются лишь люди, удостоверившие свое знание гражданского процесса, то нет никакого основания и ограничивать их права, предоставляемые исключительно в видах пользы дела и устранения ненужной медленности.

Последствия передачи бумаги частными лицами непосредственно.V. Наконец, последний вопрос, возбуждаемый правилом 308 ст., заключается в следующем: имеют ли право частные лица, участвующие в процессе в качестве сторон, передавать друг другу судопроизводственные бумаги без посредства судебных приставов? Этот вопрос, по нашему мнению, должен быть разрешен утвердительно лишь на те случаи, когда получивший от противника копии его бумаг не возбуждает вопроса о том, что ему не переданы копии установленным порядком, чрез что он лишился возможности представить в узаконенный срок опровержения данных своего противника; если же он заявит суду, что именно это обстоятельство было причиной [712] того, что он не мог воспользоваться предоставленным ему правом по неведению ни предоставленных ему прав, ни возлагаемых на него обязанностей, то такое заявление может быть принято за основание отсрочки или восстановления срока, буде в этом он нуждается и об этом просит, причем суд должен вручить ему ту повестку, при которой следовало передать ему полученные им самим бумаги; противная же сторона обязана подчиниться этому распоряжению, ибо должна знать, что, действуя по праву, не предоставленному ей, она обходит закон, а потому обязана нести все последствия такого обхода.

Словесные заявления тяжущихся.VI. Проект вводит в закон правило, нередко практикуемое в известных случаях и в настоящее время, а именно, тяжущимся предоставляется заявлять суду словесно всякие ходатайства, для представления коих не требуется письменного изложения и копии которых не должны быть сообщаемы противной стороне. Нельзя не признать это правило безусловно необходимым, и вот почему: никто не станет отрицать, что требование от тяжущихся обращаться к суду вне заседаний по делу не иначе как на письме, крайне стеснительно для них, так как каждый раз должно быть составляемо особое прошение, оплачиваемо марками, подаваемо установленным в данном суде порядком, записываемо во входящую, докладываемо председательствующему, им разрешаемо, потом подшиваемо к делу и вносимо в опись. Совершенно напрасная трата труда, времени и денег, что сознается очень многими судебными деятелями, давно допускающими возможность словесного заявления просьб о назначении дела к слушанию, о выдаче копий решения и определений, исполнительных листов, денег, причитающихся по распределению и т. п., и требующими подачи письменных заявлений лишь в тех случаях, когда разрешение заявленного требования зависит от суда, на рассмотрение коего оно ц вносится обычным порядком. Другие, напротив того, строго настаивают на том, чтобы о всяком требовании было заявляемо письменно. Несомненно, это излишняя строгость, но она имеет некоторое оправдание в известного рода буквоедстве. Нам приходилось выслушивать замечание ревизующих по поводу излишнего либерализма (?!), и однажды подверглись даже начету в 8 р. за допущение истца написать на обороте резолюции просьбу [713] о выдаче исполнительного листа, не оплатив этого своего заявления гербовой маркой. Все это, конечно, прекратится само собою, когда будет положительный закон; но, нам кажется, что и в настоящее время вполне возможно допускать словесные заявления таких просьб, которые подлежат единоличному разрешению председательствующего в отделении и не требуют сообщения их противной стороне.

Затем вопрос о том, в каком порядке должно быть констатируемо заявление этих просьб и как они должны быть разрешаемы, не должен останавливать применение этого правила: каждый председательствующий сам выработает известный порядок, которым надлежит руководствоваться в этих случаях.

Сношение тяжущихся с судом по телеграфу.VII. Кроме сего, проектом устанавливается допустимость сношения тяжущихся с судом по телеграфу. Хотя этот способ сношения практикуется и в настоящее время, но только в тех случаях, когда тяжущийся нуждается в какой-нибудь незначительной справке или уведомляет суд о чем-либо. Сколько нам известно, в ответах по телеграфу никогда не бывает отказа, но это делается не по обязанности, а по простой снисходительности. По проекту же — на суд возлагается обязанность как принимать заявления сторон, делаемые по телеграфу, так и отвечать на них. В каком порядке будет производиться сношение означенным способом, — для этого будут изданы особые правила по соглашению министров юстиции и внутренних дел (прим. к 159 ст.).