Жития святых по изложению свт. Димитрия Ростовского/Январь/30

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Перейти к навигации Перейти к поиску
Жития святых по изложению свт. Димитрия Ростовского — 30 января
Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). — Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. — Т. V. Месяц январь. — С. 912—921.

[912]
День тридцатый

Собор
трех великих вселенских учителей
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена[1], который принял царскую власть после Никифора Ботаниата[2], был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало чем уступающего Ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святаго Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Пи[913]сания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости — как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святаго Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.

Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, — притом не во сне, а наяву, — Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнию[3]. Они сказали ему едиными устами:

— Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.

[914]Сказав это епископу, они стали подниматься на Небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством[4]. В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе месяце совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день — Василия Великого, в двадцать пятый — божественного Григория, а в двадцать седьмой — святаго Златоуста, — то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.

Необходимо добавить о них и следующее. Святый Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок лет от рождения, и в течение восьми с лишком лет был предстоятелем церкви.

Святый Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнию, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью — как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом. Он был святителем в Константинополе двенадцать лет, утверждая Православие. Пожив затем малое время на патриаршем престоле (как об этом пишется в его житии), он оставил престол по преклонности возраста и, имея шестьдесят лет, отошел в горние обители.

[915]О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Аминь.


Тропа́рь ст҃и́телей, гла́съ д҃:

Ꙗ҆́кѡ а҆по́столѡвъ є҆динонра́внїи, и҆ вселе́нныѧ ᲂу҆чи́телїе, влⷣкꙋ всѣ́хъ моли́те ми́ръ вселе́ннѣй дарова́ти, и҆ дꙋша́мъ на́шымъ ве́лїю млⷭ҇ть.

Конда́къ, гла́съ в҃:

Свѧще́нныѧ и҆ бг҃овѣща̑нныѧ проповѣ́дники, ве́рхъ ᲂу҆чи́телей гдⷭ҇и, прїѧ́лъ є҆сѝ въ наслажде́нїе благи́хъ твои́хъ и҆ ᲂу҆покое́нїе: трꙋды̀ бо ѻ҆́нѣхъ и҆ сме́рть прїѧ́лъ є҆сѝ па́че всѧ́кагѡ всепло́дїѧ, є҆ди́не прославлѧ́ѧй ст҃ыѧ твоѧ̑.

Память святаго мученика
Феофила Нового

Святый Феофил родился и воспитывался в Царьграде при императоре Константине Порфирородном и матери его святой Ирине[5]. Во время нашествия арабов[6] он был назначен главнокомандующим греческих войск; благодаря личной храбрости и военному искусству, он потопил много неприятельских судов и не раз наносил поражения арабам. Божиим попущением однажды его флот был окружен более многочисленными [916]неприятельскими кораблями, и святый Феофил взят был в плен. Когда его представили арабскому государю, тот, пораженный красотою и мужеством святаго Феофила, стал убеждать его отречься от христианской веры; но ни обещания всяческих почестей, ни угрозы победителей не подействовали на доблестного христианского военачальника. Когда он увидел, что воины его перебиты, то стал упрекать варваров за их жестокость, и обличал нечестивую их веру. Отведенный в их страну, святый Феофил заключен был там в темницу; через четыре года, по случаю совершавшегося Арабами какого-то их религиозного торжества, святаго страстотерпца вывели из тюрьмы и стали принуждать к участии в торжестве; когда же святый Феофил отказался повиноваться, то ему отсекли голову, и так воин Христов восприял мученический венец[7].

Память святых мучеников
Ипполита, Кенсорина, Савина, Хрисии девицы
и прочих двадцати мучеников

Священномученики Ипполит, Кенсорин, Савин и Хрисия жили в царствование Клавдия[8], в бытность игемоном, в звании наместника, Улпия Римлянина. Кенсорин был первым советником в Сенате, в сане магистра[9]. Подвергнутый допросу на основании доноса, он исповедал Христа и за это был ввергнут в темницу. Там он совершил много чудес Христовою силою и даже вопрошал мертвого. Случившиеся при этом воины, видя чудеса, уверовали во Христа, и за это им, числом до двадцати, были отсечены головы. Подвергнута была допросу, как христианка, и блаженная девица Хрисия. Воины, повесив ее, били воловыми жилами и опаляли огнем ее ребра, а затем [917]Святые мученики Кенсорин, Савин и Хрисия [919]Священномученик Ипполитввергли в темницу. Спустя несколько дней снова вывели ее из темницы, раздробили камнем ее челюсти и били оловянным молотом по плечам, а затем, привязав камень на шею, ввергли ее в глубину морскую. Так святая девица окончила свое страдание за Христа. Блаженный Савин также был бит по телу тяжелым молотом и, повешенный на дереве, опаляем свечами. Претерпевая такие муки и благодаря Бога, он предал Ему дух свой. Узнав обо всем этом, великий Ипполит, святитель Римской церкви, пришел к игемону и обличал его жестокость и бесчеловечие, называя его кровопийцей. При этом он дерзновенно исповедал Христа Бога, Творца мира. За это он был бит слугами игемона по глазам; нечестивые подвергли его и другим мукам и, наконец, связав ему руки и ноги, бросили в море. Претерпев эти мучения, святый Ипполит сделался наследником Царствия Божия[10].

[920]
Память преподобного
Зинона

Сей блаженный отец наш Зинон происходил из Понта[11]; оставив здесь огромное богатство, он напоялся источниками учения святаго Василия Великого[12], орошавшими Каппадокию, и принес плоды, достойные сего учения. Он служил при дворе императора Валента[13] в числе воинов, с которыми посылались царские грамоты; по смерти этого государя святый Зинон отверг богатство и почетное звание и поселился в одну гробницу[14], находившуюся в горе, близ Антиохии, и здесь жил в уединении, очищая душу. У святаго отшельника не было никакого имущества, кроме ветхого рубища, в которое он одевался; пищу получал святый Зинон от одного из знакомых, который доставлял ему один небольшой хлебец на два дня, а воду он носил себе сам издалека. Являясь примером глубочайшего смирения, преподобный Зинон в исполнении иноческих подвигов достиг высокого совершенства; сорок лет провел он в постничестве, приходя каждый воскресный день в святый храм, где слушал Божественное Слово, преклонял слух свой к поучениям проповедников, и приобщался Святых Христовых Таин; после того преподобный возвращался в свое убежище, не имевшее ни замка, ни сторожа, потому что оно недоступно было для злодеев и совершенно безопасно. Спустя некоторое время по удалении своем из мира, преподобный послал одного из знакомых к себе на родину продать имущество, оставшееся после родителей его, и выдать его брату принадлежавшую ему часть. Исполнив это, посланный доставил святому его [921]долю; из нее преподобный Зинон стал благотворить неимущим; когда же почувствовал приближение кончины, то пригласил к себе антиохийского епископа Александра[15] и сказал ему:

— Так как я призываюсь к отшествию из этой жизни, то завещаю тебе: что мог, — я роздал сам, как казалось мне лучше; это же остальное не успел раздать и назначаю распорядителем сего тебя, призывая Бога во свидетели.

После того, облобызав святителя, блаженный предал душу свою Богу.


  1. Византийский император Алексей I Комнен царствовал с 1081 по 1108 год.
  2. Никифор III Ботаниат царствовал с 1078 по 1081 год.
  3. Иоанн, митрополит Евхаитский, — один из замечательных церковных писателей и песнописцев восточной Церкви XI века (скончался в конце XI века). Он написал весьма много сочинений. Из его сочинений известны: 1) Похвальные слова, числом до 15, между которыми замечательны: два Слова на день воспоминания победы над Святославом, князем Русским, три Слова на память святаго великомученика Феодора Тирона, Слова похвальные трем Святителям; 2) стихи и церковные песнопения: из числа последних — полная служба трем Святителям, канон Ангелу Хранителю, два канона святому Феодору Тирону — доселе остаются в церковных службах. В службах же помещены: из числа 27 его канонов Спасителю — один канон Сладчайшему Иисусу; из числа 67 канонов Богородице — шесть; из числа 11-ти канонов Предтече — два. Особенно превосходны каноны его Иисусу Сладчайшему и Ангелу Хранителю.
  4. Праздник в честь трех вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого установлен в 1084 году.
  5. Они царствовали вместе с 780 по 797 г.
  6. Арабы в это время составляли сильное государство, в состав которого входили вся Аравия, Сирия, Египет и северная Африка.
  7. На острове Кипре (близ Малой Азии) в 784 году.
  8. Клавдий II — император Римский, царствовал с 268 по 270 год.
  9. Магистр — собственно значит: учитель. Но название магистра при византийском императорском дворе означало одну из высших придворных должностей.
  10. Святые мученики Ипполит, Кенсорин, Савин и Хрисия пострадали в 269 году. Священномученик Ипполит был епископом Остийской пристани, близ Рима, в которой и был потоплен. Мощи его находятся ныне в Риме в церкви смч. Лаврентия и папы Дамаса. — Ипполит был ученейшим из христианских богословов и плодовитым, разносторонним писателем. Бо́льшая часть его сочинений посвящена полемике против древних еретиков — ноэтиан, феодотиан, алогов, монтанистов, маркионитов и др. Из сочинений его ныне известны: Канон пасхальный, против иудеев, против Платона, против ересей, против Верона и Гелика, сочинение о Христе и антихристе. Другую группу сочинений Ипполита составляют его многочисленные толкования на Священное Писание, из которых сохранились большею частию лишь отрывки. Так он писал толкования на книги Бытия, Исход, на Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней, на Евангелия Матфея, Луки и Иоанна, на Пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы и Апокалипсис. Замечательны и его проповеди, как образцы древнецерковного учительства; из них в целом виде сохранились лишь Слово на Богоявление и о Пророке Данииле.
  11. Понт — провинция на северо-востоке Малой Азии, граничившая на востоке с Арменией и на юге с Каппадокией.
  12. Память его 1 января.
  13. Валент царствовал с 364 по 378 год.
  14. Гробницы на юге в древности высекались в горах и имели вид пещер; во время неприятельских нашествий они подвергались расхищению; могильный покой погребенных нарушали и разбойники, искавшие в гробницах сокровищ. Преподобный Зинон и поселился в одной из опустошенных гробниц.
  15. Святительствовал в Антиохии с 413 по 420 г.