Местопребывание армянских патриархов и внешние отличия высшего армянского духовенства.
Город Вахаршапат был первым местом пребывания главы армянской церкви. Лет через сто патриарший престол был перенесён в город Дуви́н, сделавшийся столицею. Затем со времени нашествия сельджукских турок патриархи перемещались в разные города, бывшие столицами: Ани, Хромкль, Сис, и наконец главный патриарший престол быль перенесён в Эчмиадзин, где остаётся и в настоящее время.
Вследствие этих частых перенесений патриаршего престола, некоторые честолюбивые епископы назвались патриархами и образовали отдельные патриаршества, какими были: иерусалимское, константинопольское, сисское и другие. Но высшая духовная власть осталась за преемником святого Григория Просветителя, кафоликосом эчмиадзинским, патриархом всех армян. Только этот кафоликос рукополагает в епископы и освящает миро, развозимое из Эчмиадзина во все армянские церкви.
Эчмиадзинский патриарх именует себя архиепископом эчмиадзинским, патриархом араратским, кафоликосом всех армян, наследником святого апостола Фаддея и святого Григория Просветителя. Платон, архиепископ московский, писавший в 1799 году к католикосу Симеону, титуловал его «высокопреосвященнейшим владыкою, главнейшим всея Армении пастырем и отцом».
Во время армянских царей помазание патриархов производилось с особенною торжественностью. Депутация с нахараром во главе являлась к царю с просьбою от имени народа: «Даровать овдовевшей армянской церкви видимого жениха». Затем во время церковной церемонии новый патриарх, утверждённый царём из трёх избранных кандидатов на занятие патриаршего престола, подводился к подножию царского престола и здесь давал клятвенный обет соблюдать государственные узаконения и постановления церкви. После этой присяги царь приглашал патриарха подняться до него по ступенькам трона и, вручая ему жезл, произносил: «Верховною властью, дарованною нам от бога, мы назначаем вас патриархом всей Армении».
Внешними отличиями патриархов в первое их время были: багряница, шитый золотом длинный шарф на шее, перстни на пальцах, жезл с золотою державою на конце, сначала греческая митра, но потом папская тиара с крестом и покрывало на лице. Тиара была прислана в Эчмиадзин в 1134 году папою Луцием III.
Внешние отличия епископов заключаются в тиаре, посохе и перстне. Архимандриты носят греческую митру.
Армяно-грегорианское духовенство делится на белое и монахов (вартапет, в буквальном смысле проповедник, наставник богословия).
Святое миро варится по назначению патриарха через три, пять и семь лет.
Монастыри. Время Туркманчайского договора застало армянские монастыри бедными и в запустении. Например, монастырь святого Иакова (стоявший на Арарате, несколько ниже источника святого Иакова) заключал тогда в стенах своей обители только одного монаха, занятия которого ограничивались возделыванием грядок с овощами да рытьём собственной могилы. Монастырь этот исчез под обвалом Большого Арарата в вечер 20 июня 1840 года. Другой монастырь Сёванк (Чёрный монастырь), уединённый на Гекчайском озере, мало был богаче монастыря святого Иакова и ссылка сюда провинившихся чернецов считалась строгим наказанием. Древний монастырь Гергач, основанный в III веке, и в котором хранилось святое копьё до перенесения его в Эчмиадзин, служил зимовником для кочующих, а его церкви — зимними сараями для стад. Что же касается до Эчмиадзинского монастыря, то он никогда не испытывал подобной участи. Всегда обеспеченный значительными доходами от своих деревень и садов, Эчмиадзин ещё пользовался такими обильными приношениями, что, по некоторым описаниям, все его доходы, взятые вместе, в иные годы представляли сумму до миллиона рублей серебром. Монастырь этот расположен на равнине у подошвы горы Алагез, в восемнадцати верстах от города Эривани и состоит из трёх отдельных церквей, каждая в особой ограде и на версту одна от другой.
Крестообразная церковь Шохакат построена святым Григорием на месте представившегося ему видения. Шохакат имеет шесть приделов, из которых Эчмиадзин, занимающий середину церкви, поставлен на самом месте падения небесного луча, покрыт куполом на четырёх мраморных колоннах и обнесён кругом золотою решеткою.
В Эчмиадзине сохраняются из предметов святости особенного почитания:
а) часть Животворящего креста, бесценный дар Константина Великого царю Тёрдату Блаженному;
б) Святое копьё, которым было прободено ребро Иисуса Христа, принесённое в Армению апостолом Фаддеем;
в) Чудотворный крест Петроса Гетадарца, остановивший в Севастии разлив реки во время водоосвящения;
г) правая рука святого Григория Просветителя;
д) голова святого Рипсиме́ и другие.
Кроме католикоса, в Эчмиадзинском монастыре имеет постоянное пребывание армянский синод, состоящий из двенадцати архиепископов и епископов. С тем вместе Эчмиадзин представляет одно из богатейших армянских книгохранилищ.