Лентапедия/Черной, Михаил

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Черной, Михаил
Лентапедия
Список статей Лентапедии  • Последнее обновление: 01.10.2012, 00:20:49  • Статья на сайте Lenta.ru  • Архив


Это краткая версия статьи. Полную версию см. здесь.

Черной, Михаил[править]

Бизнесмен, в прошлом — алюминиевый магнат
Предприниматель, основатель Фонда Михаила Черного в помощь жертвам террора. В прошлом — алюминиевый магнат: вместе с компанией Trans World Group владел крупными пакетами акций Братского, Красноярского и Саянского алюминиевых заводов, до 2001 года был акционером «Сибирского алюминия» (опровергал утверждения СМИ, называвших его фактическим владельцем компании). В 2006 году подал иск в британский суд против владельца компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски за нарушение договоренности о выплате денег за проданную в 2001 году долю в алюминиевом бизнесе; в 2012 году процесс завершился мировым соглашением. В 2009 году был объявлен Интерполом в международный розыск по подозрению в отмывании денежных средств. Гражданин Израиля с 1994 года.

Михаил Семенович Черной (Черный) родился 16 января 1952 года в городе Умань Черкасской области Украинской ССР. В некоторых СМИ указывалось также, что он родился в Ташкенте (путаница могла возникнуть от того, что семья Черного в 1954 году переехала в столицу Узбекской ССР, где родились младшие братья Михаила — Лев и Давид). В 1981 году Михаил Черной окончил отделение «организация производства» механического факультета Ташкентского политехнического института.

Публиковались сведения, что с 1981 года Черной работал в футбольной команде 1-ой лиги «Старт» (был администратором, начальником команды). Позднее Черной начал выполнять «функционерскую работу» в ташкентском спортивном объединении. Сам Черной рассказывал, что после окончания института он начал работать «на одном из заводов местной промышленности»: был мастером, начальником цеха, заместителем начальника производства.

По некоторым данным, в 1985 году брат Михаила, Лев, который работал начальником ОТК в филиале Ташкентского экскаваторного завода, создал один из первых в Узбекистане производственных кооперативов. Привлек он для работы в кооперативе и старшего брата. Позднее российские СМИ упоминали братьев Черных как крупных «цеховиков», работавших «в сфере теневого производства», которое обеспечивалось добытыми путем хищений сырьем и материалами. В дальнейшем Черной занялся торговлей и в интересах этого бизнеса начал активно использовать имевшиеся у него связи в спортивных кругах, благодаря чему «получил возможность ездить по всей стране в качестве спортивного чиновника».

В 1988 году Черной перебрался в Москву и вскоре познакомился с владельцем компании Trans Commodities Сэмом (Семеном) Кислиным (Sam Kislin), вместе с которым начал экспортировать из СССР железную руду, кокс и уголь. В первой половине 1992 года Лев Черной зарегистрировал в Монако компанию Trans CIS Commodities Ltd. (TCC). К ней, по свидетельству СМИ, «фактически и перешел бизнес Trans Commodities — но уже без Сэма Кислина», который безрезультатно пытался добиться цивилизованного раздела бизнеса.

В 1992 году у Черных появились новые партнеры — британские бизнесмены Дэвид (David) и Симон Рубены (Simon Reuben). Рубены и Лев Черной создали совместную офшорную компанию Trans World Group (TWG), которая вскоре получила разрешение российского правительства на беспошлинный экспорт алюминия и импорт глинозема. Некоторые источники утверждали, что Михаил Черный также был в числе совладельцев TWG, однако сам предприниматель это отрицал, не опровергая при этом сотрудничества с компанией. В дальнейшем СМИ указывали, что свое состояние братья Черные создали на алюминиевом толлинге. Его схема предполагала работу предприятий на давальческом сырье без оплаты его их стоимости. Таким образом, получалось, что работавшие по схеме толлинга заводы оказывали услугу зарегистрированной в офшоре фирме-толлинеру TWG и получали за это минимальную плату.

После начала приватизации в России Черные предприняли «энергичные шаги по установлению контроля над заводами через приобретение существенных пакетов их акций». К середине 1990-х годов TWG стала владелицей крупных пакетов акций Братского (БрАЗ), Красноярского (КрАЗ) и Саянского (СаАЗ) алюминиевых заводов и начала контролировать финансовые потоки Новокузнецкого (НкАЗ) и Богословского алюминиевых заводов. Утверждалось, что компания контролировала 73 процента производства алюминия в России. Кроме того, Черные и TWG стали владельцами больших пакетов акций крупнейших в России производителей стали — Новолипецкого и Магнитогорского металлургических комбинатов. В этот же период они начали сотрудничать с Олегом Дерипаской, который занимал должность генерального директора «Росалюминпродукта» (с 1993 года — АОЗТ «Алюминпродукт»).

Российские СМИ писали о том, что интерес к алюминию в это период проявил криминал, в результате чего алюминиевые заводы стали «объектами борьбы между различными преступными группировками», и Михаил Черной начал приобретать врагов. В 1994 году он эмигрировал в Израиль, получил израильское гражданство и, по некоторым сведениям, «отстранился от бушевавших в России алюминиевых войн». Между тем, по данным прессы, алюминиевые заводы России находились под контролем братьев Черных до 1997 года (по другим данным, до 1998 года).

По словам самого Черного, в конце 1996 года — начале 1997 года вследствие возникших разногласий ему было предложено выйти из общего бизнеса и продать акции заводов, которыми он владел совместно со Львом и TWG. После продажи акций части алюминиевых предприятий, сообщал бизнесмен, он оставил себе «акции завода в Саяногорске» — СаАЗа, а также акции медных и угольных предприятий. Партнером Черного стал Дерипаска, и вскоре они стали владельцами контрольного пакета акций СаАЗа, ставшего головной структурой группы «Сибирский алюминий», которую и возглавил Дерипаска, а Михаил Черной, по выражению журналистов, «предпочел остаться в тени».

Неоднократно в российских СМИ журналистами высказывались подозрения о связях бизнесмена с криминальным миром. В частности, имя Черного в прессе упоминали вместе с именами бизнесмена, лидера измайловской ОПГ Антона Малевского и считавшегося одним из руководителей подольской ОПГ Сергея Попова. Михаил Черной фигурировал в прессе в связи с расследованием в 1995 году уголовного дела о «чеченских авизо» (высказывались подозрения, что Trans CIS Commodities заработала «свои первые деньги через банки-пустышки в Чечне» с помощью фальшивых документов). Несмотря на то, что Михаилу Черному удалось выиграть несколько исков к российским СМИ и добиться опровержения опубликованной в них информации о возможных криминальных связях бизнесмена, в дальнейшем Франция, Великобритания, США и Швейцария отказывали бизнесмену в праве на въезд. В августе 2000 года Черной, имевший бизнес в Болгарии, был выдворен из страны с лишением права пребывания на ее территории и въезда в нее в течение десяти лет — как лицо, связанное с международными преступными организациями и угрожающее национальной безопасности государства. Писали СМИ и о попытках властей Израиля лишить Черного израильского гражданства. Однако доказать, что он занимался нелегальным бизнесом — отмывал деньги, занимался вымогательством, торговлей наркотиками и представляет угрозу национальной безопасности страны — им не удалось.

В начале 2005 года Черной объявил о том, что «Базэл» Дерипаски не выплатил ему всех денег за полученную в 2001 году долю в алюминиевом бизнесе, поэтому он претендует на 3 миллиарда долларов или на 20 процентов акций «Русала». В 2006 году, после того, как в марте истек крайний срок выплат, Черной подал иск в британский суд против Дерипаски. В 2007 году Черной, рассказывая о сути иска, заявил, что теперь ему принадлежат уже не 20, а 40 процентов компании, поскольку используя их общие деньги Дерипаска «за минувшие годы» выкупил доли Романа Абрамовича и Бориса Березовского. В свою очередь, Дерипаска обвинения Черного опровергал. Более того, он настаивал на том, что Михаил Черной вымогал у него деньги: по словам бизнесмена, Черной входил в состав измайловской ОПГ, которая предоставляла их компании «крышу» в обмен на долю в прибыли предприятия. Рассказывая о конфликте, СМИ особо отмечали, что именно Дерипаске Черной особенно доверял как партнеру по бизнесу. Впоследствии бизнесмен даже предположил, что Дерипаска — организатор развернутой против него кампании. В 2012 году Черной отказался от претензий к Дерипаске, заключив с ним мировое соглашение.

В мае 2009 года центральный суд № 4 Национального суда Испании выдал ордер на арест Черного, подозреваемого в отмывании денежных средств. Летом того же года, по словам Черного, «по испанскому делу» его объявил в розыск Интерпол.

СМИ изредка публиковали сведения о состоянии Черного. Так, в феврале 2006 года журнал «Финанс.» Оценивал состояние предпринимателя в 1 миллиард рублей (35 миллионов долларов). В публикациях израильской прессы 2009 года можно найти информацию о том, что сам Черной оценивал свое состояние в 5 миллиардов долларов.

Черной женат вторым браком, он — отец четырёх дочерей. Сообщалось, что Черной живет вместе с семьей неподалеку от Тель-Авива. Своим хобби основатель Фонда Михаила Черного в помощь жертвам катастроф и терактов называл помощь добрым и честным людям.