На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег (Епифаний)/Явление и пришествие Христово во плоти

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег (Епифаний Кипрский)
Явление и пришествие Христово во плоти
Оригинал: древнегреческий. — Источник: На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег // Творения святаго Епифания Кипрскаго. Часть первая. — М.: Типография В. Готье, 1863. — С. 94—100. — (Творения святых отцев, в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии, том 42).

Явление и пришествие Христово во плоти, истина Лиц, эта единая и единственная вера Божия

Гл. 1. Скоро за сим последовало пришествие во плоти Господа нашего Иисуса Христа; оно застигло упомянутые выше семь ересей в Иерусалиме, и сила Его угасила и рассыпала сии ереси. Все прочие ереси произошли уже по Его пришествии, разумею же — после того, как Гавриил благовествовал Марии в Назарете, одним словом, по совершенном явлении Господа во плоти и после Его вознесения, ибо благоволил Бог, чтобы в девственных ложеснах зачат был нисшедший для спасения человеческого собственный Сын Его, это Слово сущее с небеси, превечно и безначально рожденное из недр Отчих, пришедшее в последние дни, Бог-Слово, истинно рожденный от Бога Отца, единосущный Отцу, и ни в чем не иной со Отцом, но непреложный и неизменяемый, совершенно бесстрастный, и не страждущий, состраждущий же нашему роду, сошедший с неба, зачатый во утробе не от семени мужеского, но от Духа Святого, истинно возымевший тело от Марии, создавший Себе плоть от святых ложесн, приявший и душу человеческую, и ум, и все, что́ есть человек кроме греха, соединивший в Себе с Своим Божеством, родившийся в Вифлееме, обрезанный в пещере, принесенный в Иерусалим, принятый в объятия Симеоном, исповеданный пророчицею Анною, дочерью Фануиловою, отнесенный в Назарет, и в следующий год бывший в Иерусалиме явиться пред Господом, ради родства принесенный Материю в Вифлеем, потом опять взятый в Назарет, в течение второго года бывший в Иерусалиме и Вифлееме, носимый также Своею Матерью, в Вифлееме же с Своею Матерью и с Иосифом, уже старцем, но не оставлявшим Марии, вошедший в дом, и здесь во второй год по Своем рождении найденный волхвами для поклонения Ему, принявший дары, и в ту же ночь, по повелению Ангела Иосифу, взятый в Египет, и оттуда чрез два года снова возвратившийся, когда Ирод умер, преемником же его сделался Архелай.

Гл. 2. Ибо в тридцать третий год Ирода, и в сорок второй царя Августа рождается Спаситель в Вифлееме иудейском; удаляется же в Египет в тридцать пятый год Ирода, и возвращается из Египта по кончине Ирода. Почему в тридцать седьмой год сего правления Иродова Господь был отроком четырех лет, когда Ирод, по исполнении тридцати семи лет, кончил жизнь. Архелай же царствует девять лет; в начале его царствования Иосиф с Мариею и с Отроком вышел из Египта, услышав, что царствует Архелай, и, удалившись в страны Галилейския, поселился в Назарете. Архелай же родил Ирода младшего, и Ирод по преемству воцаряется в девятый год царствования отца Архелая; а от пришествия Христова во плоти считалось тринадцать лет. В восемнадцатый же год Ирода, прозывавшегося Агриппою, начал Иисус проповедь, — и тогда приемлет крещение от Иоанна, и проповедует лето приятно (Лук. 4, 19), непререкаемый никем (Лук. 2, 34) ни из иудеев, ни из еллинов, ни из самарян, ни из другого какого народа; потом во второе лето проповедовал пререкаемый, и правлению того Ирода был девятнадцатый год, а Спасителю тридцать второй. В двадцатый же год Ирода, называемого четверовластником, совершается спасительное страдание и бесстрастие, вкушение смерти бессмертным, действительно пострадавшим до креста и неподлежащим страданию по Божеству. Христу убо пострадавшу за ны плотию, говорит Писание (1 Петр. 4, 1); и еще: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом (3, 18), и так далее. Пригвождается ко кресту, погребается, Божеством и душою сходит в преисподняя, пленяет плен, и в третий день восстает с тем же святым телом, соединив с Божеством тело, уже не разрешимое, уже не страждущее, уже не обладаемое смертию, как говорит Апостол: смерть им ктому не обладает (Римл. 6, 9).

Гл. 3. То же действительно тело, ту же плоть, ту же душу, то же все; а не другое что́, кроме этого тела, но то же самое облекши силою, Господь вместил в едином единстве, в едином Божестве, плотское сделав нетленным, телесное духовным, грубое тонким, смертное бессмертным, вовсе не видевшим истления; душа не оставлена во аде, не отделено орудие греха, ума не коснулась превратность; напротив того, воспринял на Себя все человеческое, все сохранил совершенным, потому что Божество к законным потребностям, разумею обнаруживаемые телом, и душою, и умом человеческим, придало удостоверение в истинном вочеловечении, именно же, голодом и жаждою, плачем, скорбью, слезами, сном, упокоением. Ибо сие — не вид греха, но признак самого истинного вочеловечения; при сем не страждет, как свойственно человечеству, действительно соприсущее человечеству Божество, а напротив того Божество соизволяет на то, что́ законно и состоит вне греха и запрещенной превратности. Он воскрес и вошел запертыми дверями, чтобы показать, как сделалось это грубое утонченным, само имея еще и плоть, и кости. Ибо, вошедши, показал руки и ноги, и прободенное ребро, кости и жилы, и прочее, в доказательство, что видимое — не призрак. Так Собою совершенно сделал все обетованное нашей вере и надежде. И не в призраке, но в действительности входит в собрание. Наставляя, учит проповедовать по истине царство небесное, давая разуметь великую и самую главную тайну ученикам, и говоря: научите языки, то есть, обратите народы от порока к истине, от разделений к единому единству. Крестите их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19), в Господне именование Троицы, святую и царскую печать, чтобы показать именем, что нет никакого изменения в едином единстве. Ибо крещаемых повелевает он крестить во имя Отца (несомненное славословие), во имя Сына (наименование не имеющего ни в чем недостатка), во имя Святого Духа (неразрывный и неизменный союз, имеющий печать единого Божества).

Гл.4. И вознесся на небо с теми же — и телом, и душою, и умом, соединив их в одно единство и в одну духовную ипостась, и совершив их обожение, воссел одесную Отца, послав в целую вселенную проповедниками — Симона Петра и Андрея брата его, Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, давно Им избранных; Филиппа и Варфоломея, Матфея, Фому и Иуду и Фаддея, Симона Зилота. Ибо Иуда Искариот, хотя прежде и причтен был к двенадцати, но, сделавшись предателем, изъят из святого списка апостолов. Послал же проповедовать и иных семьдесят двух, из которых были поставлены в числе семи для призора вдовиц Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай. Прежде же сих Матфий вместо Иуды сопричтен к апостолам; кроме их и Матфия и после сих семи послал Марка, Луку, Иуста, Варнаву, Апеллеса, Руфа, Нигера, и прочих семьдесят двух. А после всех сих и с ними святого апостола Павла собственным гласом Своим с неба избрал апостолом и вместе проповедником язычников и совершителем апостольского учения, который, как оказывается, святого Луку, одного из семидесяти двух, возвратил из рассеяния, сделал своим последователем, сотрудником в благовествовании и вместе апостолом. Так совершалось все евангельское дело даже до сего времени.

Сим пусть будет у меня кончено слово об одиннадцати ересях и, по мере сил сокращенно мною изложенном, последовании евангельского тайноводства, совершенного в мире Самим Господом и учениками Его. Можно собрать подобное сему, приложить предречения и пророчества из закона и псалмов, и других книг, видеть всю последовательность и связь, и в точности уразуметь, что неложны, но истинны и, как предвозвещенные в Ветхом Завете, несомненны — и пришествие Христа во плоти и евангельское учение. Но, чтобы из сего сочинения не вышло чего-либо громадного, удовлетворюсь доселе сделанным.

Поступая же далее, и после сего под дурным предлогом явившегося в мир мнения изложу подобно, кратко перечислив уже одиннадцать ересей у иудеев и самарян, и прежде них девять у еллинов, варваров и других, бывших прежде пришествия Господня и до сего времени.