Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства - I/Сельское население и сельское хозяйство/Удобрение и обработка

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства. Выпуск I — Сельское население и сельское хозяйство губернии: статистико-экономический очерк — Удобрение и обработка крестьянской пашни
автор Осип Эдуардович Шмидт
См. Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства - I/Сельское население и сельское хозяйство. Источник: Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства. — Вып. I.. — СПб.: Паровая скоропечатня М. М. Гутзац, 1896. — С. 147—150.

Удобрение и обработка крестьянской пашни[править]

Удобрительные средства[править]

Для дальнейшей характеристики состояния крестьянского земледелия мы остановимся несколько на данных об удобрении, а именно: на относительных размерах удобряемой пашни и густоте увала. По отношению к проценту удобряемой пашни мы местности всей губернии (за исключением Арзамасского уезда, по которому ко времени составления настоящего очерка площадь удобряемой пашни ещё не была вполне выяснена) можем разделить на следующие пять групп: первую из них с наиболее низким процентом удобряемой пашни, не превышающим 20, составит Лукояновский уезд и небольшая часть Княгининского (в южной его местности). Следующая группа, в которой удобряется от 20 до 40 % всей пашни, охватывает собою уже значительно бóльшую часть территории губернии. В неё входит весь Сергачский уезд, почти весь Княгининский уезд, кроме незначительных площадей в северной и южной местностях, и южная часть Ардатовского уезда. Далее следует группа с колебаниями процента удобряемой пашни от 40 до 60. Сюда входят: восточная и средняя местности Ардатовского уезда, часть северной местности Княгининского уезда, часть северной и средней местностей Васильского уезда и крайний северо-западный угол Семёновского уезда. К следующей группе с колебаниями в проценте удобряемой пашни от 60 до 80 относится западная местность Ардатовского уезда, средняя и восточная местности Горбатовского уезда, юго-восточная и юго-западная местности Нижегородского уезда, крайний северный угол заволжской местности Балахнинского уезда, бóльшая часть северной местности семёновского уезда, северо-западный угол ветлужской части Макарьевского уезда, части северной и средней и вся юго-восточная местность Васильского уезда.

Наконец, последнюю группу составляют местности, в которых процент удобряемой пашни колеблется от 80 до 100. Сюда входит почти весь Балахнинский уезд (за исключением крайнего северного угла заволжской местности), почти весь Семёновский уезд (кроме наиболее удалённых к северу частей северной местности), почти весь Макарьевский уезд (кроме северо-западного угла ветлужской части), заволжская и восточная части северной местности и западная часть средней местности Васильского уезда, северная местность Нижегородского уезда, приокская, заокская и южные местности Горбатовского уезда.

В общем, замечается существование обратной связи между процентом удобряемой пашни и достоинством почвы. Наиболее низкий процент удобряемой пашни приходится на местности с наиболее плодородной чернозёмной почвой. Наоборот, область наивысшего процента удобряемой пашни весьма близко соответствует области наиболее низкого качества почв. Исключения составляют только крайние северные местности губернии. Ничуть не превосходя по достоинству почв местностей, примыкающих к ним с юга, эти территории уступают им по проценту удобряемой пашни. Обстоятельство это находит себе объяснение в распространении на крайнем севере губернии различных видоизменений переложной системы, при которых плодородие почвы восстанавливается не применением удобрения, но оставлением её на более или менее продолжительный срок без посевов.

По отношению к густоте увала закончены разработкою данные по 9 уездам (кроме Арзамасского и Сергачского).

Из данных этих вытекает, однако, весьма определённая географическая зависимость густоты увала, объясняемая также различиями в качестве почвы и отчасти различиями системы полеводства. Обратно с изменением процента удобряемой пашни, густота увала увеличивается по направлению от севера к югу, от почв наинизшего достоинства к наилучшим почвам. Чтобы убедиться в этом, мы разделим все местности губернии на четыре группы по высоте увала: в первую войдут местности с увалом до 40 возов на десятину, во вторую — с увалом 40—80 возов, в третью — с увалом 80—120 возов и в четвёртую свыше этого количества. При таком делении первая группа составится из всего Балахнинского уезда (за исключением северо-восточного угла с наибольшим развитием перелогов), всего Семёновского уезда (кроме приволжской полосы), почти всей ветлужской части Макарьевского уезда и приокской местности Горбатовского уезда. Во вторую группу войдут остальные местности Горбатовского, Балахнинского, Семёновского и Макарьевского уездов, северная и части средней и юго-восточной местностей Васильского уезда, бóльшая часть северной местности Княгининского уезда, северная и юго-западная местности Нижегородского уезда. Третью группу составят части Васильского и Нижегородского уездов, не вошедшие в предыдущую группу, и сверх того средняя местность с прилегающими к ней частями северной и южной местностей Княгининского уезда и часть восточной местности Ардатовского уезда. Остальные местности Ардатовского и Княгининского уездов и весь Лукояновский уезд составят последнюю, четвёртую группу.

Роды применяемых в крестьянских хозяйствах удобрительных средств представляют вообще весьма мало разнообразия. Главное, а в бóльшей части губернии даже единственное удобрительные средство — навоз. Рядом с ним находят себе применение некоторые другие удобрительные средства лишь в северной части губернии. В окрестностях с. Катунок Балахнинского уезда и с. Богородского Горбатовского уезда с успехом применяются уже с давнего времени отбросы кожевенного производства — так называемый подзол. В окрестностях с. Катунок применяется ещё клейный навоз — отбросы клееварного производства. Затем встречаются указания о применении для удобрения в различных местностях того же Балахнинского уезда голубиного помёта и ночного золота. Наконец, в самые недавние годы крестьянами северной полосы губернии произведено весьма много опытов применения фосфоритов. В южной полосе губернии даже опыты с применением, кроме навоза, каких-либо других удобрительных средств представляются крайне редкими.

Обработка пашни[править]

Обратимся теперь к вопросу об обработке пашни. Мы не имеем возможности остановиться подробно на рассмотрении этого вопроса, так как относящиеся к нему данные не по всем ещё уездам закончены разработкою. Но и имеющиеся сведения позволяют, однако, заметить, что и в этом отношении северная промысловая часть губернии стоит выше южной земледельческой. Первое, что бросается в глаза при сравнении той и другой полосы губернии, это крайнее однообразие земледельческих орудий в южной полосе и сравнительное разнообразие их в северной. Так, например, в южной полосе губернии для вспашки служит исключительно обыкновенная русская соха с перекладною палицею и двумя сошниками. В северной полосе губернии наряду с этою сохою (по местному названию, записанному в Макарьевском уезде, «благушею») мы встречаем ещё следующие орудия: прямуху, отличающуюся от обыкновенной сохи более крутой постановкой сошников и отсутствием палицы; крылёну, которая также не имеет палицы, но правый сошник снабжён «крылышком», играющим роль отвала, а левый поставлен вертикально, как нож в плуге; наконец, косулю с одним лемехом, резаком и отвалом, напоминающую по своему устройству плуг. В то время, как соха является там, где она господствует, универсальным орудием, косуля применяется только для взмёта, а потому для посевной и промежуточной вспашки рядом с нею употребляется всегда обыкновенная соха или прямуха. Таким образом, разнообразим пахотных орудий, замечаемое в северной полосе губернии, сопровождается и бóльшей сложностью инвентаря в отдельных хозяйствах.

По отношению к остальным орудиям для механической обработки большого разнообразия не наблюдается: почти исключительно господствуют деревянные вязанные, реже брусковые бороны с деревянными зубьями и очень редко с железными зубьями; затем для прокатывания посевов местами применяются катки. Впрочем, и по отношению к боронам промысловая часть губернии обнаруживает признаки прогресса, не замечаемые в земледельческой полосе. Так, например, в сравнительно недавнее время в северо-западной части Балахнинского уезда отмечено появление бороны с деревянными зубьями, на которые надеваются железные сошники. По словам крестьян, такие бороны оказываются лучше борон с деревянными зубьями, так как у них зубы толще и земля скорее «пух даёт», так что после такой борны не требуется пускать в ход бороны с деревянными зубьями.

Уборка хлебов повсеместно в губернии производится серпами и косами, причём последние применяются почти исключительно для яровых хлебов. Что касается орудий для молотьбы, то в этом отношении северная половина губернии стоит выше южной. В последнем никаких орудий для молотьбы нет, и оно производится или «хлыстом», или лошадьми. В средней и северной части губернии господствует приём молотьбы цепами; но рядом с ними замечается усиливающееся распространение «медведей», изобретённых в д. Гурьеве, Смольковской волости Балахнинского уезда. Устройство медведей состоит в общих чертах в следующем. На ось, укреплённую в раме, к которой приделаны оглобли, надеваются два берёзовых отрубка, имеющих вид ступиц и свободно вращающихся на этой оси; в эти ступицы вколочены в разных местах берёзовые же зубья. Над ступицами приделано к раме сидение для кучера. В такой станок запрягается лошадь, которую затем погоняют по разостланным снопам, причём зерно выбивается из колосьев зубьями, вделанным в ступицы.


Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.