Норвежские сказки (Асбьёрнсен)/Сказка о парне, ходившем к северному ветру просить свою муку обратно/ДО

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
[29]
О парнѣ, ходившемъ къ сѣверному вѣтру требовать свою муку обратно.

Жила-была одна старушка, у которой былъ единственный сынъ. А какъ она была ужъ очень дряхла и слаба, то парень долженъ былъ самъ ходить въ кладовую и доставать муку на обѣдъ. Разъ спускался онъ съ лѣстницы, что вела въ кладовую, вдругъ налетѣлъ на него сѣверный вѣтеръ, вырвалъ у него муку и умчался съ ней далѣе. Парень пошелъ еще разъ въ кладовую, чтобы взять еще муки, но какъ только началъ спускаться съ лѣстницы, опять налетѣлъ сѣверный вѣтеръ и опять вырвалъ у него муку. Такъ повторялось три раза. Разсердился наконецъ парень и рѣшилъ пойти къ сѣверному вѣтру и потребовать у него обратно свою муку.

Пустился онъ въ путь-дорогу, а путь-то былъ не маленькій. Шелъ онъ-шелъ и наконецъ добрался до сѣвернаго вѣтра.

— Здравствуй! — сказалъ парень.

— Здравствуй! — отвѣчалъ сѣверный вѣтеръ, а видъ у него былъ совсѣмъ непривѣтливый. — Чего тебѣ надо?

— Да вотъ я пришелъ просить твою милость, чтобы ты отдалъ намъ муку, которую выхватилъ у меня на лѣстницѣ. У насъ осталась уже самая малость, а если ты заберешь и остальное, то намъ придется помирать съ голоду.

— Муки у меня нѣтъ, — отвѣчалъ сѣверный вѣтеръ: — [30]но такъ какъ ты бѣденъ, то я тебѣ дамъ платокъ, который доставитъ тебѣ все, чего ни пожелаешь. Только скажи: «Развернись, платочекъ, да подай мнѣ самыхъ вкусныхъ блюдъ!»

Парень былъ очень радъ такому вознагражденію и отправился домой. Но такъ какъ въ этотъ день онъ не могъ уже добраться до дому, то по пути зашелъ въ гостинницу переночевать. Когда всѣ сѣли ужинать, онъ вынулъ платокъ, положилъ его на столъ, что̀ стоялъ въ углу, и сказалъ: «Развернись, платочекъ, и подай мнѣ самыхъ вкусныхъ блюдъ!» Не успѣлъ онъ вымолвить это, какъ платокъ развернулся и на столѣ появился прекрасный ужинъ. Позавидовали всѣ парню, но больше всѣхъ хозяйка гостинницы.

— Вотъ-бы мнѣ такой платокъ! — подумала она. — Не пришлось-бы мнѣ маяться тогда со стряпней, ни накрывать на столъ, ни подавать. Живи себѣ совсѣмъ безъ хлопотъ! — И какъ только наступила ночь и всѣ крѣпко заснули, она тихонько стащила у парня платокъ и положила на его мѣсто другой, такой-же съ виду, но безъ всякихъ чудесныхъ свойствъ.

На другое утро парень взялъ свой платокъ, пошелъ дальше и въ тотъ-же день вернулся домой къ своей матери.

— Ну, — сказалъ онъ матери: — вотъ я и былъ у сѣвернаго вѣтра. Это очень хорошій баринъ, онъ далъ мнѣ платокъ и если я скажу ему: «Развернись, платочекъ, и подай мнѣ самыя вкусныя блюда!» то получу самыя лучшія вещи, какихъ только ни пожелаю.

— Очень можетъ быть, — отвѣчала мать: — но пока не увижу этого собственными глазами, я не повѣрю.

Тутъ парень, проворно поставивъ столикъ, положилъ на него платокъ и сказалъ: «Развернись, платочекъ, и подай мнѣ самыхъ вкусныхъ блюдъ!» Но платокъ не то, что вкусныхъ блюдъ, но и корочки хлѣба не далъ ему. [31]

— Нечего дѣлать, надо опять идти къ сѣверному вѣтру — сказалъ парень и собрался въ путь. Къ вечеру онъ добрался до жилища сѣвернаго вѣтра.

— Добрый вечеръ! — сказалъ парень.

— Добрый вечеръ! — отвѣчалъ сѣверный вѣтеръ.

— Я хотѣлъ бы получить что-нибудь за ту муку, что ты взялъ у меня, — сказалъ парень: — твой платокъ никуда не годится.

— Муки у меня нѣтъ — отвѣчалъ сѣверный вѣтеръ — но вотъ тебѣ козелъ, который роняетъ золотыя монеты, стоитъ только сказать ему: «Козелъ, дай мнѣ денегъ!»

Обрадовался парень такому подарку, а такъ какъ домой онъ въ тотъ день попасть уже не могъ, то остался ночевать въ той-же гостинницѣ, что и въ первый разъ.

Прежде, чѣмъ заказать себѣ что-нибудь, онъ захотѣлъ испытать своего козла, правду-ли говорилъ про него сѣверный вѣтеръ. Оказалось, правда.

— Эге, да это кладъ, а не животное! — подумалъ хозяинъ, увидѣвъ какъ козелъ роняетъ золото, и когда парень заснулъ, взялъ волшебнаго козла и поставилъ на его мѣсто простого.

На другое утро парень пошелъ домой и, придя къ матери, сказалъ ей:

— Право, этотъ сѣверный вѣтеръ — славный малый. На этотъ разъ онъ подарилъ мнѣ козла, который роняетъ золотые дукаты, какъ только я скажу ему: «Козелъ, дай денегъ!»

— Вѣрно это опять пустая болтовня, — сказала мать: — пока не увижу собственными глазами, не повѣрю.

— Козелъ, дай денегъ! — скомандовалъ парень. И козелъ далъ ему — но увы!.. только не золота…

Тогда парень опять пошелъ къ сѣверному вѣтру и сказалъ ему, что козелъ никуда не годится, и что онъ требуетъ обратно свою муку.

— Ну, теперь у меня ничего не осталось, кромѣ моей [32]старой дубинки, что стоитъ въ углу, — сказалъ сѣверный вѣтеръ. — Но эта дубинка не простая. Если ты скажешь ей: «Дубинка, бей!» то она будетъ бить до тѣхъ поръ, пока Krevde melet.jpg‎ты не скажешь: «Дубинка, перестань!»

На этотъ разъ парень опять остановился въ той-же гостинницѣ, и такъ какъ онъ наконецъ смекнулъ, что́ сталось съ его платкомъ и козломъ, то сейчасъ же легъ на лавку и началъ громко храпѣть. Хозяинъ, также смекнувшій, что̀ дубинка у парня не простая, тотчасъ-же отыскалъ другую такую-же и, видя, что тотъ крѣпко спитъ, хотѣлъ подмѣнить ее. Но какъ только взялъ въ руки дубинку, парень скомандовалъ: «Дубинка, бей!» и та принялась тузить хозяина, да такъ, что онъ отъ нея и подъ столъ, и подъ скамейки и наконецъ взмолился:

— Ахъ, Господи! бери и платокъ и козла, только вели дубинкѣ остановиться, не то она меня убьетъ до смерти.

Когда хозяинъ получилъ хорошую встрепку, парень велѣлъ дубинкѣ остановиться. Послѣ этого онъ сунулъ платокъ въ карманъ, дубинку взялъ въ руки, козлу навязалъ веревку на рога и пошелъ домой.

Что и говорить, хорошая была плата за муку.