Отзыв к императорским королевским посольствам в Регенсбурге
[править]Объявление, которое французскому поверенному в делах велено было сделать сейму, представлено его императорскому королевскому величеству.
Цель сего объявления есть уверить чинов Немецкой империи, что вооружения и насильственные поступки Наполеоновы в Италии не должны были принудить Австрию к противувооружениям; что Франция — не Австрия — хочет восстановления общего мира; что для восстановления мира Франция готовилась сделать в Англию высадку, которую Австрия ныне намерена остановить, и тем воспрепятствовать достижению предполагаемой цели.
К сему объявлению прибавлены угрозы напасть на Немецкую империю, если Австрия, по требованию Франции, не положит оружия.
Его величество, быв вызван сим объявлением, сделанным немецкому сейму, почитает себя принужденным открыть всем чинам империи, чрез сообщение прилагаемых здесь бумаг[1], причины и намерения в рассуждении вооружения, предпринятого по необходимости. Чины увидят, что Австрия предлагала свое посредничество для восстановления мира и спокойствия; что Франция требует обезоружения, не мира; а такое беззащитное состояние не только не есть мир, но злее самой войны, когда держава, страшная по своей силе, одна остается вооруженною, не встречает нигде препятствий, занимает области своими войсками, угнетает мирные независимые государства, и порабощает оные одно после другого.
Цель вооружения дворов императорских, австрийского и российского, есть — прекратить сие состояние. Достоверные события свидетельствуют, что первый из упомянутых дворов имел сильные причины взять осторожные меры для собственной безопасности, после страшных вооружений французов в Италии: тому доказательством, слишком ясным, служат статьи, помещенные в Монитере 11-го мая и 13-го июня текущего года.
Желание Австрии и России открыть переговоры на основаниях справедливости и умеренности достаточно свидетельствует, что предложенные выше причины — не виды корыстолюбивые — заставили их решиться на вооружения. Это еще доказывают успокаивающие обещания, данные ими на случай войны неизбежной, обещания сохранить в целости немецкую конституцию и все владения имперские. Все чины без сомнения с полной доверенностью примут сии обещания; министры его императорского королевского величества получили повеление возобновить и торжественно подтвердить оные.
Между тем, угрозы Наполеоновы вторгнуться в Немецкую империю показывают, столь нужно приличными средствами и распоряжениями по возможности привести ее в оборонительное состояние. Опыты, о которых никогда забыть нельзя, научили, с какими следствиями сопряжены бывают подобные угрозы со стороны Франции; тем поспешнее надлежит предупреждать их, чем очевиднее, что многие князья округов пограничных убеждены Наполеоном восстать против своего императора и чинов Немецкой империи, и что на сей конец составляются новые союзы, между тем как заключенные прежде остаются без уважения.
Его величество надеется, что все чины или по крайней мере большая часть их, увидят, сколь опасны такие намерения, увидят надобность единодушием, верностью и твердостью не допустить, чтобы немецкое отечество подверглось той же участи, какая постигла Италию и другие области, подпавшие совершенной или частной зависимости от Франции. Следственно чины одобрят справедливые предприятия Австрии и России, и помогут им; в противном случае спасительные их намерения останутся без исполнения: ибо никакому сомнению не подвержено, что восстановление прочного мира зависит от приготовления деятельных способов, на которых основывается последняя надежда спасения — если бы иначе невозможно было достигнуть сей желанной цели.
Подписано:
Вена. 9-го сент. 1805.
Кобенцль Л. фон Отзыв к императорским королевским посольствам в Регенсбурге / Лудовик граф Кобенцель // Вестн. Европы. — 1805. — Ч. 23, N 20. — С. 302-305.
- ↑ При отзыве приложены копии с разных бумаг дипломатических, относящихся к сему предмету.