Перейти к содержанию

О. М. Габель. (некролог)/ДО

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
О. М. Габель
авторы: Н. В.
Источникъ: Н. В. О. М. Габель // Утро : газета. — Харьков, 16 марта 1915. — № 2606. — С. 3.

Вчера скончался Орестъ Мартыновичъ Габель. Покойный родился въ 1849 г. въ Волынской губернии. Образованіе получилъ каменецъ-подольской гимназіи, по окончаніи которой поступилъ въ военно-медецинскую академію, которую по независящимъ обстоятельствамъ не окончилъ и былъ высланъ въ восточную Сибирь, въ административномъ порядкѣ.

Покойный былъ австрійскимъ подданнымъ, и послѣ высылки въ Сибирь въ 1884 г., его родственникамъ удалось получить разрѣшеніе россійскаго правительства на оставленіе его въ Россіи. Съ этого времени О. М. и остался на жительствѣ въ Харьковѣ и поступилъ на службу въ варшавское страховое общество, гдѣ послѣдніе двѣнадцать лѣтъ занималъ должность управляющаго харьковскимъ округомъ.

Въ октябрѣ прошлаго года, по распоряженію мин. внутр. дѣлъ, О. М., хотя и славянинъ-полякъ, былъ устраненъ отъ службы. Война и всѣ происшедшія вслѣдствіе ея служебныя измѣненія тяжело отозвались на его и безъ того надорванномъ здоровьѣ. Нервная система О. М. очень слабая еще раньше и отразившаяся еще въ 1907 году на его физическомъ здоровьи (покойный ходилъ на костыляхъ), окончательно подорвалась, больное сердце не выдержало и вчера, около 4-хъ часовъ дня, О. М. не стало.

За нѣсколько дней до своей кончины покойный получилъ отъ варшавскаго общества предложеніе снова вступить въ должность, т. к. министерство внутр. дѣлъ разрѣшило принять обратно всѣхъ уволенныхъ славянъ.

Съ появленіемъ въ Харьковѣ О. М. началъ принимать самое дѣятельное участіе въ общественной дѣятельности, каковую не оставлялъ до послѣднихъ дней. Во всѣхъ общественныхъ начинаніяхъ О. М. непрестанно принималъ участіе и своей личной работой, и полезными совѣтами, и пріисканіями жертвователей на то или иное общественное дѣло. Харьковцы помнятъ его величественную фигуру, когда онъ, опираясь на свои костыли, призывалъ къ энергичной работѣ, давая всѣмъ примѣръ и заражая своимъ энтузіазмомъ. Любимымъ дѣтищами покойнаго были общество грамотности и общественная библіотека. Въ первомъ онъ долгое время былъ членомъ правленія. Много работалъ въ комитетѣ сельскихъ библіотекъ. Работу въ правленіи онъ оставилъ только въ послѣдніе 3—4 года. Особенно много работалъ О. М. въ общественной библіотекѣ.

Будучи членомъ общественной библіотеки съ самаго ея основанія, О. М. уже въ 1893 году былъ избранъ членомъ правленія, а позднѣе и товарищемъ предсѣдателя. Эту должность онъ занималъ до послѣднихъ дней. Покойный былъ однимъ изъ самыхъ неутомимыхъ работниковъ: вся бухгалтерія и счетная часть находилась подъ его непосредственнымъ наблюденіемъ. Не было засѣданія правленія, на которомъ онъ не присутствовалъ. Все, что выходило интереснаго на книжномъ рынкѣ, всегда интересовало О. М. и онъ постоянно принималъ участіе въ пополненіи библіотеки.

При возникновеніи родительскихъ комитетовъ О. М. былъ избранъ товар. предсѣдателя комитета при 3-й гимназіи, гдѣ также пользовался большимъ уваженіемъ.

Всѣ, знавшіе покойнаго, и особенно соработники на общественной дѣятельности, навсегда сохранятъ объ О. М. самыя лучшія воспоминанія и не разъ пожалѣютъ что его нѣтъ среди нихъ.

Н. В.


Это произведение было опубликовано до 7 ноября 1917 года (по новому стилю) на территории Российской империи (Российской республики), за исключением территорий Великого княжества Финляндского и Царства Польского, и не было опубликовано на территории Советской России или других государств в течение 30 дней после даты первого опубликования.

Поскольку Российская Федерация (Советская Россия, РСФСР), несмотря на историческую преемственность, юридически не является полным правопреемником Российской империи, а сама Российская империя не являлась страной-участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, то согласно статье 5 конвенции это произведение не имеет страны происхождения.

Исключительное право на это произведение не действует на территории Российской Федерации, поскольку это произведение не удовлетворяет положениям статьи 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации о территории обнародования, о гражданстве автора и об обязательствах по международным договорам.

Это произведение находится также в общественном достоянии в США (public domain), поскольку оно было опубликовано до 1 января 1929 года.