Православные Русские обители/Голгофо-Распятский скит при Соловецком монастыре

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
[32]Голгофо-Распятский скит при Соловецком монастыре находится на Анзерском острове, в 4½ верстах на восток от Анзерского Свято-Троицкого скита. Он расположен на самой вершине высокой, крутой, конусообразной горы, которая называется Голгофою. Со вершины этой горы открывается взору великолепный вид на весь Авзерский остров с его возвышенными зеленеющими холмами и синими озерами, на необъятную ширь и гладь моря, на живописные группы соседних островов: Соловецкого, Муксаломского, Жигжина и др. Отсюда в ясную погоду видны даже береговые очертания материка с Орловым мысом.

Гора, именуемая Голгофою, искони славилась, как любимое место уединения пустынножителей, которые как бы преемственно один за другим имели на ней свое пребывание. Здесь первоначально жил в уединении преп. Елеазар знаменитый основатель Анзерского Троицкого скита. В 1712 году здесь жил известный доблестный подвижник благочестия иеродиакон Паисий.

Основателем Голгофо-Распатского скита и первым его строителем был иеромонах Иов, в схиме Иисус (скон. 6 марта 1720 г.). Праведный Иов, в мире иерей Иоанн, был духовником императора Петра I и его семьи. Оклеветанный своими недругами, он впал в немилость и по царскому приказу был сослан в Соловецкий монастырь на послушание. Терпеливо проходя этот искус, Иов заслужил расположение настоятеля и, с благословения архангельского владыки Варнавы, назначен был строителем Анзерского Троицкого скита.

Здесь Иов, управляя немногочисленною братиею этого скита, нередко [33]
Голгофо-Распятский скит при Соловецком монастыре.
удалялся в глухия дебри и часто посещал пустынножителей для собеседования с ними. Однажды он посетил уважаемого им пустынножителя иеродиакона Паисия, подвизавшегося в келии при подошве высокой горы недалеко от Анзерского скита. Здесь в келии Паисия праведному Иову во сне было дивное видение: ему явилась Божия Матерь в сопровождении преподобного Елеазара Анзерского и предсказали ему, что эта гора наречется отныне второю Голгофою и на ней имеет быть построена церковь во имя Распятия Господа и устроен скит, который получит прозвище Распятского; при этом Иов получил свыше повеление освятить гору Голгофу и водрузить на ней крест. Это было 18 июня 1712 года. Исполняя возвещенную ему волю Божию, прав. Иов через несколько дней после этого видения, взявши из Анзерского скита двух своих учеников, отправился на Голгофу, освятил ее и окропил св. водою. Затем он водрузил на ней деревянный крест, сделанный его собственными руками, с надписью на нем о происшедшем дивном событии явления Богоматери. Надпись эту собственноручно вырезал иеродиакон Паисий.

После этого прав. Иов начал заботиться о построении здесь храма и устройстве скита. После многих стараний и неусыпных трудов, преодолевши все препятствия, прав. Иов положил твердое начало существованию скита устройством деревянной церкви во имя страстей Христовых которая и была освящена в 1715 году.

Сильную поддержку в своем деле прав. Иов получил как от самого царя Петра I, так и от царской семьи. Особенно близкое участие в устройстве скита приняла царевна великая княжна Мария Алексеевна, которая снабдила новоустроенную церковь драгоценною утварью, книгами и одеждами. (Все эти вещи доселе хранятся в соловецкой ризнице). Значительные пожертвования сделала также царица Параскева Феодоровна, вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича.

Так получил начало Голгофо-Распятский скит. Но вскоре же юную обитель постигло большое несчастье: слух о богатых царских вкладах и о пожертвованиях других знатных лиц привлек сюда [34]разбойников, (в 1718), которые разграбили и увезли почти всё церковное имущество, избивши и разогнавши братию. Вскоре после смерти прав. Иова Голгофо-Распятский скит пришел в запустение и был приписан к Троицкому Анзерскому, а затем, вместе с этим последним, к Соловецкому монастырю навсегда.

Возрождение и благоустройство Голгофо-Распятского скита началось во второй четверти прошлого столетия стараниями соловецкого настоятеля архимандрита Досифея II. Построенная еще прав. Иовом деревянная церковь теперь пришла в совершенную ветхость и на месте её была сооружена новая каменная в честь Распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с трапезой и теплым приделом. Утварь церковная, священные облачения и книги выданы в достаточном количестве из Соловецкого монастыря, а равно и всё необходимое для священнослужения и содержания братии.

С 1826 года, когда скит начал благоустрояться, туда постоянно стал назначаться из состава соловецкой братии опытный в иноческой жизни иеромонах, в качестве строителя и руководитоля, под ведением которого и состоит немногочисленная братия скита.

Храмов в Голгофо - Распятском скиту имеется в настоящее время два. На вершине горы находится каменный храм высотою 17 саж. о пяти главах. В нем два престола: главный холодный, в честь распятия Господня, и второй теплый, во имя Успения Божией Матери, устроенный в трапезе с правой стороны.

В Успенском приделе Распятского храма по левой стороне почивают под спудом останки прав. Иова. Над самой его гробницей на стене в стеклянном футляре находится большой деревянный вызолоченный крест, тот самый, который был сделан руками прав. Иова и водружен на Голгофе при основании здесь скита. На этом кресте — надпись, вырезанная иеродиаконом Паисием: «лета 1712, июня в 18 день в среду у иеродиакона Паисия в келии в тонце сне явися Пресвятая Богородица с проподобным Елеазаром Богоблаженному отцу Иисусу распятскому и глагола ему: сия гора нарицается Голгофа, на ней же имать быти церковь распятия Господня и устроится вселение твое, со двема ученики твоими, на верху горы сея и скит Распятский построится, слыши глас Божий, освяти гору сию Голгофу и постани на ней крест Господень. Иисус взем с собою два ученика своя, ихже в явлении виде, и шед с ними в неделю по литургии в память святых апостол Петра и Павла и освяти воду по показанному ему образу, и пояше тропари и каждяше и кропяше гору, и постави сей крест, по изволению Пресвятые Богородицы, во уверение и в поклонение».

Внутри храма на западной стене находится крест, взятый из [35]прежней деревянной церкви; на нем есть надпись, точно и подробно указывающая время освящения церкви, устроенной Иовом. Второй храм находится под горой: это — прежде и бывшая на горе деревянная церковь, которая перенесена вниз и поставлена на юго-западной стороне её, на том самом месте, где была келия иеродиакона старца Паисия; освящена эта церковь в 1835 году в честь Воскресения Христова. К главному каменному храму с западной стороны примыкают братские келии в два этажа в связи с колокольней.

В обители и доселе сохраняется строгий монашеский устав, введенный еще прав. основателем Иовом, запрещающий вкушать даже рыбу; братия питается постною пищею даже тогда, когда церковь даст разрешение на сыр и яйца. С давнего времени в скиту введен обычай непрерывного чтения Псалтири. В теплом Успенском приделе, пред гробницею прав. Иова, днем и ночью совершается это чтение, прерываясь только на те часы, когда в этом храме совершается божественная служба. Во всё остальное время через каждые два часа в скиту слышатся три удара на колокольне в маленький колокол: этим возвещается смена чтеца-инока. При чтении Псалтыри на каждой «славе» поминаются Благочестивейший Государь с августейшим домом. Св. Синод, вся братия Соловецкого монастыря, братия скитская, благодетели и посетители обители и все православные христиане, как живущие, так особенно усопшие, с испрашиванием первым долголетия, здравия и спасения, а последним — вечного упокоения со святыми в надежде воскресения.

В летнее время все паломники, посещающие Соловки, считают своим долгом побывать и в Голгофском скиту, несмотря на некоторую опасность, сопряженную с переправою на Анзерский остров чрез бурный морской пролив. Здесь богомольцы поклоняются останкам прав. Иова, служат панихиды над его гробницею об упокоении великой души его, присоединяя при сем имена и своих усопших родных и близких. Уединенная тишина, располагающая к самоуглублению и созерцанию, великолепные виды, открывающиеся с вершины Голгофской горы, навевают какой-то мир и спокойствие на душу, радостно настраивают ее и влекут к тихому и сладостному молитвенному собеседованию с Богом.