РБС/ВТ/Феодор (схимонах)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Феодор, схимонах, происходил из купеческого звания, родился в 1756 г. в гор. Карачеве, Орловской губ. В младенчестве, по смерти отца, остался он на попечении вдовы-матери, происходившей из духовного звания. Мать отдала мальчика своему родственнику, протоиерею гор. Карачева, для обучения его грамоте. Понятливый мальчик без труда научился чтению и письму и, обладая приятным голосом, пристрастился к церковному пению. Более всего любил он в молодости присутствовать в храме Божием, петь на клиросе и прислуживать при богослужении родственнику своему, протоиерею, полюбившему благонравного своего ученика. Частое посещение храма Божия и христианское воспитание, которое получил он в доме священнослужителя, имели видимое влияние на нрав и характер юноши. Он завидовал тем избранникам, которые отрешились от мира и всей его суеты и имели полную возможность свободно предаваться подвигам благочестия. Два года провел в подобном состоянии юноша Ф. и наконец однажды ночью ушел из родного дома и города в Площанскую Богородицкую пустынь, отстоявшую в восьмидесяти верстах от Карачева. Мать Ф., узнав об этом, принудила его возвратиться домой. Воспользовавшись темнотой ночи, Ф. вторично скрылся из дому и ушел в Белобережскую пустынь, в 15-ти верстах от Брянска. Здесь Ф. пробыл недолго и возвратился в прежнюю обитель Площанскую, откуда мать тоже заставила его уйти домой. Но здесь недолго он пробыл и отправился в Киев для поклонения здешним святыням, с тайной мыслью больше не возвращаться. В Киеве услышал он о знаменитом настоятеле Нямецкой обители, старце Паисии, и, не без скорби расставшись с лаврою, направился через Подолию в пределы Молдавские. Прибыв в Нямецкий монастырь, Ф. умолял иноков принять его в число братии. Братия не хотела его принять, но Паисий, увидев жалкий вид Ф. и безвыходное его положение, принял в число своих учеников. Вскоре Ф. принял пострижение в иночество от рук старца Паисия и всецело предал себя святому послушанию, с любовью исполняя все возложенные на него обязанности: рубил дрова, топил печи в иноческих кельях и т. п. Затем ему была поручена должность просфорника в пустынном ските Секульском, отстоявшем в 12-ти верстах от обители Нямецкой и находившемся в ведении старца Паисия. Вскоре Паисий отправил Ф. прислуживать двум старцам, инокам Онуфрию и Николаю. Спустя пять лет после смерти старца Онуфрия Ф. пожелал снова возвратиться в Нямецкую обитель к отцу Паисию. Здесь Ф. занимался перепиской переводов и сочинений старца Паисия, управлял церковным хором. По прошествии некоторого времени Паисий скончался; очевидцем, в числе прочих, кончины Паисия был также и Ф. Место Паисия заступил престарелый Софроний, который

облек Ф. в схиму, после чего тот отправился на родину. Прибыв на родину, Ф. отправился к тогдашнему орловскому епископу Досифею и просил указать ему обитель в епархии его для местожительства. Святитель предложил старцу Чолнский монастырь близ Трубчевска, где Ф. не замедлил и поселиться. В Чолнском монастыре он учредил чин и устав обители Нямецкой в отношении богослужения и общежития и питал иноков сладостию учения святоотеческого, принятого им от старца Паисия. Вскоре слух о чудном молдавском пришельце распространился далеко, и некоторые из родственников его, считавших Ф. давно умершим, с радостью признали в нем своего единокровного. Открытие это и многочисленность посетителей, жаждавших слышать от него слово истины и совет духовной опытности, принудили Ф. оставить Чолнскую обитель. Он переместился в Белобережскую обитель, удаленную от селений и весьма удобную для иноческого безмолвия. В Белых берегах вскоре постигла старца болезнь — горячка; некоторое время состояние его не подавало никакой надежды на выздоровление. Но по выздоровлении он решил переселиться в северные пределы России, надеясь найти там себе место более уединенное от посетителей. Сначала Ф. отправился посоветоваться к Феофану, архимандриту Кирилло-Новоезерского монастыря. С уважением принятый в монастыре Кирилло-Новоезерском благочестивым его настоятелем, старцем Феофаном, учеником спостников Паисиевых Феодосия и Клеопы, который и сам деятельно проходил путь истинного подвижничества, Ф. некоторое время провел под гостеприимным его кровом. Феофан советовал Ф. возобновить уединенный скит преп. Нила Сорского, недалеко от монастыря Кирилло-Белозерского. С письмом Феофана отправился старец Ф. в С.-Петербург к митрополиту новгородскому Амвросию для испрошения позволения его к возобновлению скита Нило-Сорского. Преосвященный не разрешил этого возобновления, быть может за недостатком средств у старца: он предложил Ф. поместиться на жительство в монастырь Палеостровский, тоже весьма уединенный, на что и согласился Ф., видевший в воле архипастыря волю Божию. Здесь ему пришлось перенести много горя вследствие зависти к нему многих из братии, и потому он скоро, в 1812 году, вместе со старцами Клеопой и Леонидом из Белых берегов переселился в пустынный Валаамский скит, на острове Ладожского озера. Отсюда спустя шесть лет Ф. переселился в монастырь преп. Александра Свирского в пределах Олонецких. 7 апреля 1822 года, в пяток Светлой седмицы, старец был напутствован архимандритом Макарием со старшей братией обители Свирской таинством св. елеосвящения, исповедался и причастился св. Тайн и умер. При жизнеописании его напечатано несколько его предсмертных писем и ответы его, данные пред кончиною в Александро-Свирском монастыре, на вопросы, предложенные учениками его.

Рукописное сказание о старце Молдо-влахийском Паисии и др. — Величковский, «Житие и писание Молдавского старца Паисия». — Макарий, «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни». — «Валаамский монастырь, описание обители и ее скитов». — А. Н. Муравьев, «Путешествие по святым местам русским». — «Записки о. Феофана, архим. Кирилло-Новоезерского монастыря». — «Старцы Брянской Белобережской пустыни, по запискам иером. Израиля» («Орловские Епархиальные Ведомости», 1909 г., № 44—45). — «Душеполезное Чтение», 1870 г. — «Жизнь и подвиги схимонаха Феодора». Изд. 3-е Козел. Опт. пуст. Сергиев. посада, 1907 г. — Поселянин, «Русские подвижники 19 века», СПб., 1910 г., стр. 191—201, с портретом. — «Подвижнич. жизнь схимон. Феодора, скончавш. в Алексанро-Свирском монастыре», СПб., 1901 г. — «Миссионер», 1875 г., № 35, 36.

Ф. Федотов.