Страница:Австро-сербский фронт войны.pdf/27

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


почти исключительно пополняется изъ нѣмцевъ, и въ большинствѣ частей офицеры плохо понимаютъ подчиненныхъ имъ нижнихъ чиновъ. Среди послѣднихъ очень развито землячество. Въ землячествахъ тѣсно сливаются отдѣльныя части и лица чувствомъ привязанности къ своей народности. И благодаря тому, что офицеры являются чуждыми нижнимъ чинамъ по національности, вѣрѣ и языку, самыя землячества получаютъ такимъ образомъ опасный для дисциплины характеръ. Нижніе чины почти всегда боятся своихъ офицеровъ, нерѣдко ихъ ненавидятъ, въ лучшемъ случаѣ имъ не довѣряютъ.

Между тѣмъ на сторонѣ Сербіи — какъ разъ цѣлый рядъ духовныхъ преимуществъ. Армія имѣетъ боевой опытъ. Практика недавнихъ войнъ обогатила сербовъ сноровкой, закалила, сдѣлала болѣе выносливыми.

Сербскіе солдаты идутъ сражаться за независимость своей родины и освобожденіе своихъ братьевъ, томящихся подъ нѣмецкимъ и мадьярскимъ игомъ. Они полны увѣренности, что при малѣйшемъ ихъ успѣхѣ все сербо-хорватское населеніе Австро-Венгріи возстанетъ и перейдетъ на ихъ сторону. Увѣрены, что ни одинъ чехъ при благопріятномъ для нихъ оборотѣ войны не пойдетъ драться противъ нихъ и въ рѣшительную минуту изъ австрійской арміи будутъ дезертировать не отдѣльныя единицы, а цѣлые полки. Кромѣ того они разсчитываютъ, что ихъ агитація разожжетъ большой революціонный пожаръ, который охватитъ всю Боснію и Герцеговину и другія славянскія области: Славонію, Кроацію, Штирію, Крайну и т. д., опоясывая тѣснымъ кольцомъ Будапештъ и Вѣну.

Духъ сербской арміи и отношенія между офицерами и нижними чинами трогательны до удивленія, у нихъ полное довѣріе другъ къ другу. Сербскіе солдаты берегутъ своихъ офицеровъ, сознавая, что въ ихъ лицѣ имѣютъ цѣнную руководящую боевую силу. По словамъ Табурно, они въ прошлой войнѣ все время говорили офицерамъ: «не выставляйтесь, берегитесь, мы сами пойдемъ»[1].

  1. Табурно. «О сербскихъ битвахъ». Цитировано по книгѣ: «Австросербская война». Н. Федоровъ и Н. Г—въ.
Тот же текст в современной орфографии

почти исключительно пополняется из немцев, и в большинстве частей офицеры плохо понимают подчиненных им нижних чинов. Среди последних очень развито землячество. В землячествах тесно сливаются отдельные части и лица чувством привязанности к своей народности. И благодаря тому что офицеры являются чуждыми нижним чинам по национальности, вере и языку, самые землячества получают таким образом опасный для дисциплины характер. Нижние чины почти всегда боятся своих офицеров, нередко их ненавидят, в лучшем случае им не доверяют.

Между тем на стороне Сербии — как раз целый ряд духовных преимуществ. Армия имеет боевой опыт. Практика недавних войн обогатила сербов сноровкой, закалила, сделала более выносливыми.

Сербские солдаты идут сражаться за независимость своей родины и освобождение своих братьев, томящихся под немецким и мадьярским игом. Они полны уверенности, что при малейшем их успехе все сербо-хорватское население Австро-Венгрии восстанет и перейдет на их сторону. Уверены, что ни один чех при благоприятном для них обороте войны не пойдет драться против них и в решительную минуту из австрийской армии будут дезертировать не отдельные единицы, а целые полки. Кроме того они рассчитывают, что их агитация разожжет большой революционный пожар, который охватит всю Боснию и Герцеговину и другие славянские области: Славонию, Кроацию, Штирию, Крайну и так далее, опоясывая тесным кольцом Будапешт и Вену.

Дух сербской армии и отношения между офицерами и нижними чинами трогательны до удивления, у них полное доверие друг к другу. Сербские солдаты берегут своих офицеров, сознавая, что в их лице имеют ценную руководящую боевую силу. По словам Табурно, они в прошлой войне все время говорили офицерам: «Не выставляйтесь, берегитесь, мы сами пойдем»[1].

  1. Табурно. «О сербских битвах». Цитировано по книге: «Австро-сербская война». Н. Фёдоров и Н. Г—в.