Страница:Андерсен-Ганзен 2.pdf/343

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


читалъ стишки и прочее, что въ немъ попадалось, а къ этому еще многое добавлялъ отъ себя. Вотъ тогда-то исторія становилась настоящею исторіей!

На первой страницѣ красовалась картинка, вырѣзанная изъ „Летучей почты“[1]; на ней виднѣлась „Круглая Башня“ и церковь Богоматери; лѣвѣе этой картинки была наклеена другая, изображавшая старый фонарь съ надписью: „Ворвань“, а правѣе—третья, изображавшая новый фонарь съ газовыми рожками и надписью: „Газъ“.

— Это афишка!—говорилъ крестный.—Она служитъ введеніемъ къ исторіи, которую сейчасъ разскажу тебѣ. Изъ нея можно было бы выкроить хоть цѣлую комедію: „Ворвань и газъ или жизнь и приключенія Копенгагена“. Вотъ только сумѣютъ-ли поставить ее? А заглавіе хоть куда! Внизу страницы видна еще картинка. Ее не такъ-то скоро поймешь! Придется пояснить. Это—мертвая лошадь[2]; мѣсто ея на послѣдней страницѣ альбома, а она, вишь, забѣжала впередъ! И забѣжала съ цѣлью объявить, что ни начало, ни середина, ни конецъ альбома никуда не годятся! Она сумѣла бы сдѣлать куда лучше, еслибы вообще умѣла. Днемъ—скажу я тебѣ—она гуляетъ на привязи по газетнымъ столбцамъ, вечеромъ же вырывается на волю, подбѣгаетъ къ дверямъ поэта и ржетъ, что поэтъ вотъ-вотъ Богу душу отдастъ. Но поэтъ и не думаетъ умирать, если только въ немъ дѣйствительно живая душа. Мертвая лошадь почти всегда очень жалкое существо, которое не можетъ даже разобраться въ собственномъ „я“ и добываетъ себѣ хлѣбъ насущный только бѣганьемъ да ржаньемъ. Я увѣренъ, что ей нашъ альбомъ совсѣмъ не по вкусу, но изъ этого все-таки еще не слѣдуетъ, что онъ не стоитъ—ну, хоть бы бумаги, изъ которой сшитъ!

Такъ вотъ тебѣ первая страница альбома—афишка.


Дѣло было какъ-разъ въ тотъ послѣдній вечеръ, когда еще горѣли старые фонари. Городъ только что обзавелся новыми газовыми, и они сіяли такъ, что старыхъ почти и не видно было.

— Я какъ-разъ бродилъ въ этотъ вечеръ по улицамъ!—

  1. „Kjöbenhavns Flyvende Post“—весьма вліятельный въ свое время литературный органъ, основанный И. Л. Гейбергомъ 1827 г.
  2. См. примѣч. т. I. стр 274. — По народному датскому повѣрью, подъ каждою вновь строющеюся церковью слѣдовало зарывать живую лошадь или свинью. Привидѣнія этихъ животныхъ, бродящія по ночамъ вокругъ человѣческихъ жилищъ и предвѣщающія смерть кого-либо изъ живущихъ въ нихъ, и называются мертвою лошадью и могильною свиньей. Примѣч. перев.
Тот же текст в современной орфографии

читал стишки и прочее, что в нём попадалось, а к этому ещё многое добавлял от себя. Вот тогда-то история становилась настоящею историей!

На первой странице красовалась картинка, вырезанная из «Летучей почты»[1]; на ней виднелась «Круглая Башня» и церковь Богоматери; левее этой картинки была наклеена другая, изображавшая старый фонарь с надписью: «Ворвань», а правее — третья, изображавшая новый фонарь с газовыми рожками и надписью: «Газ».

— Это афишка! — говорил крёстный. — Она служит введением к истории, которую сейчас расскажу тебе. Из неё можно было бы выкроить хоть целую комедию: «Ворвань и газ или жизнь и приключения Копенгагена». Вот только сумеют ли поставить её? А заглавие хоть куда! Внизу страницы видна ещё картинка. Её не так-то скоро поймёшь! Придётся пояснить. Это — мёртвая лошадь[2]; место её на последней странице альбома, а она, вишь, забежала вперёд! И забежала с целью объявить, что ни начало, ни середина, ни конец альбома никуда не годятся! Она сумела бы сделать куда лучше, если бы вообще умела. Днём — скажу я тебе — она гуляет на привязи по газетным столбцам, вечером же вырывается на волю, подбегает к дверям поэта и ржёт, что поэт вот-вот Богу душу отдаст. Но поэт и не думает умирать, если только в нём действительно живая душа. Мёртвая лошадь почти всегда очень жалкое существо, которое не может даже разобраться в собственном «я» и добывает себе хлеб насущный только беганьем да ржаньем. Я уверен, что ей наш альбом совсем не по вкусу, но из этого всё-таки ещё не следует, что он не стоит — ну, хоть бы бумаги, из которой сшит!

Так вот тебе первая страница альбома — афишка.


Дело было как раз в тот последний вечер, когда ещё горели старые фонари. Город только что обзавёлся новыми газовыми, и они сияли так, что старых почти и не видно было.

— Я как раз бродил в этот вечер по улицам! —

  1. „Kjöbenhavns Flyvende Post“ — весьма влиятельный в своё время литературный орган, основанный И. Л. Гейбергом 1827 г.
  2. См. примеч. т. I. стр 274. — По народному датскому поверью, под каждою вновь строющеюся церковью следовало зарывать живую лошадь или свинью. Привидения этих животных, бродящие по ночам вокруг человеческих жилищ и предвещающие смерть кого-либо из живущих в них, и называются мёртвою лошадью и могильною свиньёй. Примеч. перев.