Страница:БСЭ-1 Том 01. А - Аколла (1926)-1.pdf/43

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

возглавляя в нем ликвидаторское течение, выбросившее лозунг «Революция кончилась». Принимал затем участие в редакциях легальных и нелегальных изданий, старательно проводя в них ликвидаторскую линию. В 1911 был арестован, сослан в Вологодскую губ., но оттуда бежал заграницу. В 1912—14, живя в Вене, был членом редакций легальных органов Бунда: в Варшаве («Лебен Фраге»), в Петербурге («Цейт», «Унзер Цейт» и др.). Во время войны, будучи за границей, занимал социал-пацифистскую и оборонческую позицию. В 1917 вернулся в Россию, входил в ЦК Бунда и ЦК РС-ДРП (меньшевиков), проходя все этапы разлагающегося меньшевизма. В 1919, когда наметилось резкое идейное расслоение в Бунде, А. занимал в нем крайнюю правую позицию. В 1920, на 12 Конференции Бунда, когда часть бундовцев высказалась за слияние с РКП (б), А. выступил решительным противником такого слияния, возглавляя правое крыло, объявившее о своем выходе из Бунда и образовавшее позднее с. — д. Бунд. Спустя нек-рое время А., в составе заграничной делегации меньшевиков и с. — д. Бунда, уехал за границу, где вместе с Мартовым основал «Социалистический Вестник», в редакции к-рого принимает участие до наст, времени, руководя клеветнической кампанией против Советской России, РКП (б) и Коминтерна. В качестве представителя от меньшевиков А. состоит в Исполкоме 2  — го Интернационала. Н. Б-ов.

АБРАМОВИЧ, Шолом-Яков, псевдоним, Менделе-Мойхер-Сфорим (т. — е. «Менделе  — Книгоноша») (1835—1917), «дедушка еврейской литературы», положивший основание еврейской художественной литературе; род. в глухом местечке Минской губ., отрочество провел в странствованиях с бродячим нищим по Литве, Белоруссии и Украине; 22 лет поселился в Бердичеве, где впервые серьезно занялся литературной работой. Преследования еврейских заправил, усмотревших в его драме «Коробочный сбор или банда городских благодетелей» сатиру на себя, вынудили его переехать в Житомир (1869), где он сдал экзамен при Раввинском училище и написал ряд лучших своих произведений; в 1881 переехал в Одессу, где до конца своей жизни состоял руководителем еврейской «Талмуд Торы» (религиозная ’школа). А. вырос в наиболее тяжелые годы николаевщины и пережил эпоху падения крепостничества и «великих реформ», знаменовавших в еврейской жизни начало распада еврейского средневекового религиозного уклада. То было время борьбы еврейских «просвещенцев» («маскилим»), идеологов молодой еврейской буржуазии, против власти синагоги, против олигархии и паразитизма общинных заправил, за освобождение личности от контроля религиозной общины, за светские знания, за переход к труду. Перед идеологически связанным с «просвещенцами» А. была двойная задача: дать галлерею образов — выразителей веками сложившегося уклада, распад к-рого начался, — содействовать художественными произведениями переоценке средневековыхрелигиозных бытовых ценностей и борьбе за идеалы «просвещенцев». Это обстоятельство привело к тому, что наряду с произведениями, где художественный образ лишь отчасти дополнялся авторскими рассуждениями, он создал ряд произведений, где доминировала «просвещенская» дидактика («Коробочный сбор или банда городских благодетелей», «Кляча», «Военный набор» и др.). Основные произведения А., составившие эпоху в еврейской литературе: «Путешествия Беньямина Третьего», «Фишка хромой», «Волшебное кольцо», «Маленький человечек», автобиографическая повесть «Шлойме, сын Реб Хаима». Здесь А. дал картину еврейского местечка, с его мировоззрением, ограниченным синагогальным житием и схоластически-раввинской словесностью, с его средневековым аскетизмом, верой в высокую миссию еврейского народа и в близкий приход Мессии, наивной надеждой на родного Ротшильда, к-рый заступится за «бедных собратьев». Этот застывший быт внимательно наблюдает странствующий книгоноша — герой его лучших произведений; Менделе видит не только патриархально-наивные, но и жестокие стороны жизни: бедную, забитую, голодную народную массу, общественных «благодетелей» и «благотворителей» с их ханжеством, жесткостью и цинизмом.

Начав писать на древне-еврейском, А. скоро перешел на еврейский язык  — «идиш», впервые создав еврейский литературный стиль, к-рому следовало целое поколение еврейских писателей. Повесть А. «Кляча» печаталась в «Восходе», и журнал был закрыт на 6 месяцев «за намеки и несправедливые жалобы на положение евреев, заключенные в произведении А.». В изд. «Современные проблемы» вышел перевод главн. произв. А. на рус. яз. (1905—7).

Автобиографическая заметка А. помещена в еврейском сборнике «Sefer Sikoron». Об А. писали на евр. яз. А. Левитский (сборник «Наотег»), Баал Махшовот (в «Volksstimme», № 6—9, 1907). На английск. яз. Wiener, History of Yiddish Literature (стр. 148—160). На рус. яз. «Еврейская Энциклопедия», стр. 151—9, т. I.

Jf. Нусшнов.

АБРАМЦЕВО, сельцо Моск. губ. Сергиев, у., расположенное возле ст. Хотьково Сев. ж. д. Раньше  — имение С. Т. Аксакова, а затем Мамонтовых. При С. И. Мамонтове, известном меценате, в 1890—900 гг. в А. подолгу жили и работали Репин, Серов, Поленов, Васнецов, Врубель. Поленовым и Васнецовым в А. расписана церковь. В главном доме Советской властью устроен музей. А. — одно из наиболее интересных для экскурсий подмосковных мест.

Лит.: Поленова, Н., Абрамцево, из истории

одной усадьбы, изд. Сабашниковых (1923); Подмосковные музеи, вып. 3, ГИЗ, М., 1925; Перцов, Усадебные экскурсии, ГИЗ, М., 1925.

АБРАУ-ДЮРСО, бывшее «удельное» винодельческое имение близ Анапы, ныне совхоз.

Единственный в СССР завод шампанского.

Во время гражданской войны один из главных центров «зеленоармейского» движения в Черноморьи. Абрауские рабочие, при содействии окрестных хуторян и отчасти рабочих цементного завода в Новороссийске, образовали три сильных партизанских отряда: отряд Пугачева — около 400 чел., «Гром