Страница:БСЭ-1 Том 01. А - Аколла (1926)-2.pdf/106

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

жуазного государства является значительным шагом вперед и может быть в известной мере использовано рабочим классом этих стран для защиты своих прав. Но значение А. ю. как формы контроля, несомненно, чрезвычайно преувеличивается буржуазной наукой. Преувеличение объясняется отсутствием классового подхода к этому институту. Буржуазные ученые рассматривают вообще суд как нечто надклассовое, стоящее над государственными органами, как учреждение, к-рому свойственна абсолютная беспристрастность. На самом деле мы знаем, что суд есть только одна из форм классового господства и классового угнетения. Его независимость призрачна, ибо судебные органы входят, как часть, в общую систему государственных учреждений и подчиняются общей политике, проводимой классовым государством. Поэтому нет никаких оснований рассматривать адм. суд, как орган, стоящий вне этой классовой политики и способный стать на внеклассовую точку зрения.

Ценность органов адм. юстиции, как высшего контроля за законностью постановлений власти, в буржуазных государствах весьма относительна; во всяком случае, их нельзя рассматривать как лучшую систему в области надзора за законностью.

В Советской России судебных органов А. ю. нет. Советской системе вообще чужда идея судебно-адм. юстиции. Советская система не знает строгого разграничения функций законодательных, функций управления и функций судебных. У нас  — единая система власти, и все отдельные органы, выполняя соответствующие функции, связаны единой задачей  — осуществлением диктатуры пролетариата. Поэтому мы не можем противопоставлять судебные органы всем остальным органам, как органы, стоящие над ними и их контролирующие. Это во-первых. Во-вторых, наша система управления имеет совершенно другой объем деятельности, чем деятельность органов управления в буржуазных государствах. Если там вся хозяйственная деятельность сосредоточена в руках частных лиц, и органы государственного управления являются только органами охраны порядка, имеющими весьма ограниченные функции по урегулированию хозяйства, то у нас основные сферы нашей хозяйственной жизни находятся в руках государства, и частной инициативе предоставлена сравнительно небольшая роль.

Вот почему значительная часть нашего законодательства уже сама по себе носит характер административных распоряжений и постановлений по конкретным вопросам, тесно связанным с общей политикой данного момента, которая естественно стоит вне компетенции судебных органов.

Однако, отсюда не следует, — что у нас нет вообще А. ю. Нек-рая форма ее, — не в виде специальных судебных учреждений, а в виде особых органов надзора за законностью действий органов власти, — у нас имеется. Таким органом у нас является прокурорский надзор. Ст. 78 Положения о судоустройстве РСФСР гласит, что на прокуратуру возлагается «осуществление надзора от имени государства за законностью действий всехорганов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений». Функции общего надзора и, в частности, надзор административный за законностью действий органов власти является одной из основных задач нашей прокуратуры, и именно этим наш прокурорский надзор отличается от прокурорского надзора царского строя и буржуазных государств. Для того, чтобы прокуратура могла во всей полноте осуществлять функции надзора за законностью, она создана, как орган централизованный и независимый от местных властей; прокуроры и назначаются и увольняются только распоряжением центра, и в своей работе они подотчетны только центральной прокуратуре. Осуществляя свои функции надзора за законностью, прокурор имеет право не только по жалобам отдельных граждан или учреждений, но и по собственной инициативе истребовать необходимые ему сведения от всех органов власФи, предавать суду нарушителей закона или опротестовывать любое постановление органов власти, в к-ром прокурор видит нарушение закона. Деятельность прокурорского надзора в этой области получила в наст, время довольно широкое развитие. Нет ни одного губернского исполкома, к-рый бы не присылал прокурору на предварительное согласование проекты своих обязательных постановлений.

Прокуроры обязательно участвуют в заседаниях президиумов и пленумов исполкомов и во всех б. или м. важных заседаниях. Прокуроры регулярно выезжают на места, в волость и села, знакомятся с деятельностью местных органов власти, принимают жалобы от населения и дают им надлежащее направление, привлекая виновных к ответственности или возбуждая вопрос об отмене тех или иных постановлений, если основания жалоб подтверждаются расследованием.

Т. о., в лице прокурорского надзора мы имеем достаточно авторитетный и независимый орган по надзору за законностью, к-рый лучше, чем всякий судебный орган, может справиться с этой задачей. Так разрешила Советская власть вопрос об адм. надзоре.

Лит. см. в ст. Административное право.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, система норм, определяющих, в соответствии с интересами господствующего класса, порядок и формы государственной деятельности в области внутреннего управления. Область внутреннего управления, в узком смысле слова, охватывает преимущественно государственную деятельность по охране общественной безопасности и порядка и поддержанию благоустройства. Понятие внутреннего управления, в широком смысле, охватывает и целый ряд других отраслей государственной деятельности, напр., народное просвещение, здравоохранение, военное дело, строительное дело, дорожное дело и пр. Необходимо, впрочем, отметить, что с научной точки зрения, рассматривающей правовые явления в их совокупности и в их живом взаимодействии, предопределенном данной производственной