Страница:БСЭ-1 Том 01. А - Аколла (1926)-2.pdf/17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

мышленного класса. В Спарте, в виду ее экономической отсталости, закрепощенность сохранилась в 6 в. до хр. э. в полной силе. Лишь позже, с 4 в. — когда денежное хозяйство проникло в Спарту и там начинает развиваться оживленная промышленность — крепостной труд становится менее выгодным, чем труд вольнонаемных рабочих, и потому происходит массовое отпущение илотов на свободу. — В течение почти всего 5 в. в Аттике дальнейшее развитие агр. кризиса и обезземеление крестьянства задерживалось рядом причин: интенсивным развитием промышленности и торговли, поглощавшим часть избыточного сельского населения; отчасти системой государственных раздач (за участие в суде присяжных, народном собрании и т. д.), дававшей иногда крестьянам подсобный, правда, очень небольшой заработок; и, гл. обр., широко организованной системой переселения (вывод военных колоний  — «клерухий»). Поэтому в политике этого времени — и внутренней и  — внешней — крестьянство, в общем, является консервативной силой. В 4 в., в виду военно-политического разгрома афинской державы и непрекращающихся войн, этих условий нет, и крестьянство Аттики, равно как и большинства других государств Греции, переживает тяжкий кризис. Крестьянские участки, вследствие постоянных семейных разделов, становятся совершенно ничтожными по размерам (по сохранившимся надписям можно предположить, что средняя цена земельного участка была ок. 1.000 драхм; драхма= =4, 37 з серебра). Кроме того, крестьянское хозяйство с довольно примитивной техникой (лишь в 4 в. происходит переход от двухполья к трехпольному хозяйству) не может конкурировать с крупным и средним землевладением, ведущим дело более рационально, со вложением известного капитала и с применением иногда довольно многочисленного рабского труда. В виду отсутствия правильно организованного доступного кредита, крестьянство попадает в зависимость от ростовщического капитала, и крестьянская задолженность опять, как в 7—6 вв., принимает широкие размеры: от этого времени до нас дошло большое число залоговых надписей, поставленных на земельных участках. В результате, в конце 5 и 4 вв. агр. вопрос вновь обостряется, опять появляются радикальные лозунги, вроде общего передела земли, и усиливается революционное движение, к-рое захватывает многие государства Греции. В Сиракузах, напр., в 404 было конфисковано крупное землевладение и земли разделены между всеми гражданами и даже только что отпущенными на волю рабами. Завоевания Александра Македонского и основание на Востоке эллинистических государств, открыв широкое поле для колонизации избыточному населению, несколько смягчили этот кризис, но не устранили его совсем: бурное агр. движение происходит в Спарте в 3 в.

Здесь в течение долгого времени власть старалась искусственными мерами поддерживать имущественное равенство в среде господствующего военного класса, запрещаядробление или отчуждение старинных земельных наделов. Эти ограничения были возможны, пока в Спарте сохранялись косные экономические порядки. Но с конца 5 в. денежное хозяйство, промышленность и торговля сделали здесь большие успехи; сохранение прежних земельных порядков стало невозможно, и закон Эпитадея (в 3 в.), допустив дарение земли, тем самым открыл широкий простор отчуждению и переходу из рук в руки земельных участков, под фикцией дарения. В результате, к середине 3 в. ок. 100 спартанцев (по словам Плутарха) владели почти всей землей в Спарте; рядом с ними мы находим безземельную массу, состоящую из обедневших спартиатов, периэков и отпущенных на волю илотов. На этой почве слагается большое агр. движение, требующее уравнительного распределения земли. В это время окончательно слагается и знаменитая легенда о социальных реформах Ликурга в Спарте и о разделе им земли поровну между всеми спартанцами.

Руководителем движения стал сначала царь Агис IV. Программа: отмена долгов, экспроприация земли у крупных собственников и раздел ее между безземельными спартанцами и периэками. Начавшееся удачно движение не было доведено до конца (см. Агис IV) и сам Агис был удавлен. Через нек-рое время движение началось вновь под руководством Клеомена III. На этот раз передел земли был действительно произведен. Но тогда произошло вмешательство со стороны «ахейского союза» и македонского царя Антигона, напуганных распространяющимся из Спарты революционным движением. Клеомен был разбит в битве при Селласии (222) и бежал из Греции, а его реформы в Спарте были отменены.

Эпоха эллинизма. Об агр. отношениях в эллинистическую эпоху наши сведения особенно обильны для Египта и Малой Азии. В Египте, в начале греч. владычества частной земельной собственности, невидимому, не существует. Почти вся земля считается принадлежащей царю. Из этой царской земли «выделены» военно-служилые земли, находящиеся в условном пользовании военных поселенцев, «клерухов» (впоследствии «катэков»), и храмовые земли. Впрочем, храмы не только владеют большими территориями, но и взимают различные поборы со всего сельского населения, из к-рых самым крупным был «апомойра» («долевой» сбор с виноградников и фруктовых садов).

Центральная власть все время стремится подчинить храмовое хозяйство своему контролю, а с другой стороны — под предлогом организации культа Арсинои  — отбирает у храмов «апомойру» (263). В дальнейшем, в Египте постепенно развивается частная земельная собственность, и прежде всего на военно-служилых землях. Первоначально военные наделы [размерами от 5 арур (арура равнялась ок. 0, 2766 га) до 100, но были и очень крупные «пожалования» до 10.000 арур, т. — е. 2.800 га] отдавались в пожизненное и условное пользование; с конца 3 в. они переходят по наследству, если наследники принимают на себя связанную с этим службу, и затем происхо-