Страница:БСЭ-1 Том 03. Анрио - Атоксил (1926)-2.pdf/129

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

вызвать превращение от 18 до 2.736 молекул углекислоты. Чем выше содержание углекислоты в атмосфере, тем быстрее идет ассимиляция углекислоты. Для разных растений наиболее благоприятное содержание колеблется от 1 до 10%.

Кроме того рода А. у., к-рая протекает в высших растениях под действием света и в присутствии хлорофилла, известна еще ассимиляция углекислоты в отсутствии света нек-рыми бактериями, лишенными хлорофилла. Так, бактерии, превращающие аммиак в азотистую и азотную кислоту, могут жить и развиваться в среде, к-рая не содержит другого источника углерода, кроме углекислоты. Энергию, необходимую им для превращения углекислоты в органическое вещество, они почерпают из окисления водорода аммиака.

Лит.: Н. Schroeder, Die Hypothesen Uber

die chemischen Vorgange bei der Kohlensaure-Assimilation, 1917; Czapek, Biochemie der Pflanzen, 1922; Иост, Л., Физиология растений, СПБ, 1914; Любименко, В., Курс общей ботаники, Берлин, 1923., А. Бах.

АССИРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Вави лоно-ассирийская литература.

АССИРИЙСКИЙ ЯЗЫК, язык древних ассириян, принадлежащий к семитской семье языков. Первые находки, открывшие надписи на этом языке, были сделаны в сев. части ' Месопотамии (Ассирии); в науке называется «древне-вавилонским» или «вавилоно-ассирийским» языком, так как родиной его следует признать Вавилон, откуда он постепенно распространился и на север Месопотамии. См. Вавилоно-ассирийский язык.

АССИРИЙСКОЕ ИСКУССТВО. Вследствие сравнительной скудости памятников, происхождение и начальное развитие А. и. не вполне ясно. Наиболее полное представление может быть составлено о периоде с 9 по 7 вв. до хр. э. на основании дошедших до нас больших циклов рельефов.

Область А. и. — по преимуществу архитектура и скульптура. Характернейшие черты А. и. сообщены ему тесной зависимостью от царской власти, целям которой оно было призвано служить. Воинственный характер государства, преклонение перед физической силой, прославление победоносной борьбы героя с врагами или дикими животными — таковы мотивы А. и., в особенности на стенных рельефах царских дворцов, служивших иллюстрацией к сопровождавшим их клинописным анналам.

Излюбленные сюжеты изображений — охота и война. Стремление передать сложные переживания, отобразить светлую, радостную сторону жизни, свойственное, напр., египетскому искусству, чуждо А. и., для к-рого характерна серьезная, даже мрачная грандиозность. Поставленное ассирийскому художнику задание — украшать парадные покои царских дворцов — связывало его определенной каноничностью форм, оставляя творчеству простор лишь в области изображения животных, где ассирийское искусство достигло высоты, непревзойденной даже египетским искусством.

Остатки ассирийской архитектуры, обнаруженные благодаря раскопкам, нача 614

тым с середины 19 в. (француз Ботта), а в последнее время особенно энергично производимым Германским восточным обществом (Deutsche Orientgesellschaft), — свидетельствуют, что, в отличие от Египта, который в центре своего архитектурного творчества ставил храм и гробницу, Передняя Азия на первый план выдвигала крепость и царский дворец. Один из наиболее известных нам архитектурных памятников, дворец царя Шаррукина (Саргона II), открытый Ботта в Хорсабаде, дает характерный план ассирийского дворца (и дома вообще) с его типичными чертами: постройка сооружена на возвышении, обнесена стеной, обращена фасадом к городу и ориентирована на Ю.-В. Основное задание заключается в такой планировке дворца, при к-рой хозяйственные строения, собственно приемные покои дворца и храмовые помещения были бы как можно более независимы друг от друга и как можно более изолированы от внешнего мира. Это достигается системой коридоров и внутренних дворов. Фасад дворца Саргона имел три входа. Центральная дверь, украшенная тремя парами крылатых львов и гигантскими фигурами Гильгамеша (см.), душащего льва, вела во двор, по сторонам которого располагались кладовые и службы, а в глубине — внутренние покои дворца, открывающиеся во второй внутренний двор. Особенностью ассирийской архитектуры, по сравнению с египетской, является малое значение пилястра и колонны. Колонна здесь заимствована из растительных форм или вырастает из спины крылатого быка с человеческой головой, имея не конструктивное, а чисто декоративное значение. Кирпичная кладка стен создала, в целях усиления их прочности, необходимость правильно чередующихся выступов в виде башен, сообщающих всему сооружению своеобразный ритм. Творческая фантазия художника направлена в особенности на украшение дворцовых фасадов и главных входов. Важное значение последних, в качестве доступов в жилище царя, создает особый тип монументальной пластики  — изображения добрых гениевпокровителей в виде крылатых быков или львов с человеческими головами — по сторонам входа. Характерна манера покрывать входные двери металлическими листами с разными рельефными изображениями (Балаватские ворота эпохи Салманассара II, 9 в.). Стены внутренних покоев облицовывались каменными плитами с своеобразным орнаментом, рельефными изображениями и надписями; широко применялась раскраска в рельефе и скульптуре, при чем обычно основными цветами были  — белый, черный, красный, синий и очень редко зеленый. Сохранились также следы фресковой росписи по известковой облицовке. Наряду с дворцами чрезвычайно типичной формой архитектурных сооружений является т. н. «зиккурат» (по-шумерийски  — «дом горы») — ступенчатая башня с прямоугольным основанием.

Ассирийская скульптура в камне и металле, в противоположность вавилонской, не 20*