Страница:БСЭ-1 Том 03. Анрио - Атоксил (1926)-2.pdf/170

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

представляют собою основу, на которой только и может развиться наука в собственном смысле слова.

Торговые и пастушеские племена в своих передвижениях через степи и пустыни, а также народы, занимавшиеся мореплаванием, в силу необходимости ориентироваться в безграничном водном или песчаном море стали присматриваться к звездам и созвездиям. Вместе с тем повсюду возникает потребность измерять время определенными пр омежутками. Б ол ыпинств о малокультурных народов пользовалось для этого луной, которая периодически, в 29% суток, проходит через все свои фазы.

Они измеряли время лунными месяцами, начиная каждый раз с новолуния, т. — е. с первого появления молодого месяца вечером на зап. стороне неба. Т. о., луна в качестве «регулятора времен» играла очень важную роль в их жизни. На этой важной хозяйственной функции основывается культ месяца в виде поклонения богу или богине луны. У земледельческих народов ход работ зависит от времени в гораздо большей мере, чем у пастушеских, при чем чем севернее они живут, тем сильнее эта зависимость. Хотя и они измеряют промежуток времени между посевом и жатвой месяцами, но им еще важнее знать точно продолжительность года. Этот промежуток определяется непосредственно появлением известных звезд на утреннем небе и их исчезновением на вечернем (утренний восход и вечерний закат); эти сведения, к-рые позволяют связывать известные работы (посев, сбор, охоту, рыболовство) с появлением и исчезновением определенных звезд, встречаются как у народов самой отдаленной древности, так и теперь у многих современных некультурных племен. Двенадцать месяцев сводятся, далее, в год. Определенные месяцы связываются с земледельческими праздниками. Так, в М. Азии первым весенним месяцем был месяц жатвы.

В середине этого месяца, в новолуние (Пасха), справлялся праздник жатвы и приносились в жертву богам первые снопы (или молодые, недавно родившиеся животные).

Т. к. двенадцать лунных месяцев, по 2972 суток каждый, составляют в общей сложности только 354 дня, т. — е. на И дней меньше солнечного года, то через несколько лет начало года приходилось ранее срока, к к-рому жатва успевала созреть. Вследствие этого пришлось вставлять лишний месяц путем удв. оения последнего месяца в году.

Такая прибавка лишнего месяца представляет собой единственный способ согласовать солнечный год с лунным календарем.

Сперва это делалось чисто эмпирически, по непосредственной нужде, позднее стали искать лучших методов. Эти искания повлекли за собой дальнейшее развитие А.

Оно началось в равнине Месопотамии, где (также как и в речных долинах Египта, Индии и Китая) необходимость коллективных работ по регулированию орошения привела к созданию крупных городских поселений; на богатый урожай, приносимый плодородной почвой, мог существовать господствующий класс князей, воинови жрецов. Централизация государственной власти имела прямым следствием «централизацию местных богов» в обширный пантеон и, соответственно с этим, централизацию духовенства в сильную жреческую касту. Как носители духовных функций в процессе общественного производства, жрецы обязаны были заботиться также и об установлении календаря. Они стали наблюдателями звезд, чему весьма способствовало замечательно ясное небо их страны. Благодаря этому Вавилон, который превратился в главный торговый город М.

Азии и, начиная от 2.000 до хр. э., в течение почти двух тысячелетий играл роль центра тогдашней культуры, стал также главным средоточием занятий А.

Устанавливать календарь необходимо было заранее, не дожидаясь жатвы. Это обстоятельство, в связи с правильными наблюдениями первого появления на вечернем небе молодого месяца и окружающих его звезд, повело к тому, что введение лишнего месяца стали связывать с появлением и исчезновением определенных звезд. Т. о., между 2000 и 1000 до хр. э. стали известны все созвездия. К этому в качестве нового фактора присоединилась астрология (см.).

Обычная у некультурных народов вера в приметы превратилась у ассирийцев и вавилонян в убеждение, что все небесные явления должны иметь предрешающее влияние на земные события. В основе этого астрологического суеверия все же лежит глубокая основная идея единства и взаимной зависимости между всем, что происходит на земле и на небе, которая выразилась, естественно, в той форме, в какой она только и могла возникнуть у небольших человеческих групп, считавших себя центром вселенной. В период между 1000 и 500 до хр. э. эта вера побуждала к тщательным, неустанным наблюдениям над всеми небесными явлениями: луна, гроза, облака, планеты, затмения, — все это вавилоняне наблюдали и записывали. Т. о. было собрано огромное множество фактического материала, в котором постепенно стали обнаруживать известные закономерности. Этим путем лет за 500 до хр. э. возникает чрезвычайно высоко развитая астрономическая наука.

Лунное летоисчисление было усовершенствовано путем установления определенных сроков для введения дополнительного месяца: в течение каждых 19 лет в определенном порядке должны были чередоваться 12 обыкновенных лет и 7 лет с тринадцатым месяцем: при таких условиях календарь все время остается в порядке. Вавилонские астрономы умеют уже на много лет вперед, и притом с большой точностью, вычислять сроки новолуний. Они открывают правила, по к-рым можно предсказывать лунные затмения. Из них всего точнее «период Сароса» (см. Луна), к-рый был уже известен за 500 и 400 лет до хр. э. Но сильнее всего это новое развитие А. коснулось представлений о планетах.

Пять ярких блуждающих звезд наблюдались с особенным тщанием потому, что их считали вестниками или воплощением главнейших богов. В их беспорядочном,