Страница:БСЭ-1 Том 03. Анрио - Атоксил (1926)-2.pdf/205

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

деревенского священника Жана Мелье.

Мелье пришел к материализму, атеизму и утопическому коммунизму самостоятельно, размышляя над католическим вероучением и наблюдая социальные отношения Франции. Но Мелье — одиночка: он видит, что выйдя с открытым А. к массе, останется еще без поддержки и неминуемо погибнет, и он надевает на себя личину религиозности, служит мессы, произносит проповеди, а в тишине ночи пишет свое «Завещание»  — суровую критику религии и горячую проповедь А., материализма и коммунизма.

Обострение классовой борьбы приходится во Франции на третью четверть века. С 1751 начинает выходить «Энциклопедия» Дидро, — широкая коалиция буржуазии и интеллигенции против абсолютизма и церкви. Руководящая группа «Энциклопедии» была материалистической и атеистической. Здесь прежде всего должны быть названы Дидро, П. Гольбах (1723—89) — «личный враг бога» и Ж. Нэжон (1738—1810) — «поп атеизма». Двое последних взяли на себя весь труд атеистической пропаганды. Они писали атеистические памфлеты совместно и порознь, помогая друг другу и соблюдая конспирацию, ибо книги их не раз подвергались запрету и сожжению. Книги приходилось печатать за границей, в Голландии, и затем уже контрабандой направлять во Францию.

В целях конспирации указывали ложное место издания, издавали книги анонимно или под фамилией давно умершего писателя. Так были изданы следующие главнейшие атеистич. произведения (звездочкой отмечены имеющиеся в русском переводе: * «Разоблаченное христианство...» 1761, 1767, 1777, 1794; «Критическое исследование жизни и произведений св. Павла», 1766, 1770, 1794; «Священная зараза...», 1768, 1797; «Попы без маски...», 1768; «Давид, или история человека по сердцу божию», 1768, 1774; «Исследование пророчеств...», 1768; «Письма к Евгении, или предохранительное средство от предрассудков», 1768, 1792; *«Карманное богословие, или краткий словарь христианской религии», 1768, 1775, 1776, 1785, 1802; *«Воин-философ, или сомнения по поводу религии...», 1768; «О религиозной жестокости», 1769, 1775; «Разрушенный ад», 1769; «Опыт о предрассудках», 1770, 1795; «Критическая история Иисуса Христа», 1770; * «Система природы...», 1770, 1771, 1774, 1775, 1777, 1780, 1781, 1795ит. д.; *«3дравый смысл...» (переделка Гольбахом «Завещания» Мелье), 1772, 1774, 1791, 1792 и т. д.

Таков поистине дождь атеистической литературы во Франции 18 в. Количество изданий, из к-рых здесь указаны не все, свидетельствует, как широко охватил А. третье сословие. Уже из заглавий видно, что авторы изучали библию. Их анализ сводился к тому, чтобы показать земное, человеческое происхождение библии и вскрыть противоречия и нелепости, заключающиеся в ней. Иногда в качестве объекта брали какую-либо библейскую личность, например, Давида, и показывали, как грабежи и убийства, вероломства и любовные по 744

хождения дали ему звание «человека по сердцу божию». Излюбленным приемом франц. атеистов была критика христианской морали; они указывали на всю противоестественность этой морали и не забывали показать несвязанность с нею жизни духовенства. Духовенство с его корыстолюбием, фанатизмом и кровожадностью было постоянной мишенью. Последнее было вполне понятно, ибо во Франции 18 в. еще случались религиозные казни. Однако, пропаганда Гольбаха не была только антицерковной, она разрушала все религиозное мировоззрение. Положительный момент французского А. заключался в теснейшей его связи с материализмом (см.) 18 в. В чисто атеистических произведениях была философская и естественно-научная подпочва. Гольбах и Нэжон умели разнообразить если не содержание, то подход к читателям. То они избирали форму догматической критики христианства, то вкладывали свои мысли в уста отставного военного, автора мемуаров, то придавали сочинению форму исторического повествования, то брали какой-либо отдельный эпизод священной истории, то обрушивались на духовенство, то вели пропаганду в форме переписки двух подруг, то составляли сатирический богословский словарь. Впервые широко и организованно поставленная атеистическая пропаганда, несомненно, приносила свои плоды, и французский А. сыграл свою роль в деле идеологической подготовки Великой французской революции.

Конечно, атеизм 18 в. имел свои недостатки; они обусловливались недостатками метафизического материализма: А.

Гольбаха и Нэжона был анти-историческим. Не владея методом исторического материализма, старый А. не мог разгадать корни религии и тайны ее развития. Отсюда их «просветительская» точка зрения на религию, как на результат голого обмана жрецов и попов. Достаточно стать на точку зрения разума, — думали они, — и религиозные предрассудки падут сами собой. Старые атеисты, в силу объективных причин, не имели современного научного понятия о классовом строении общества; они не знали социальных корней религии и потому не понимали истинных путей ее ликвидации. Отсюда их надежды на мудрого законодателя, «просвещенного короля», к-рый мог бы уничтожить религию. Нэжон даже обращался в начале революции к Национальному собранию с соответствующим предложением. Анти-историзм самого А. приводил, т. о., к утопическим представлениям о возможности атеистической пропаганды. Однако, этот исторически обусловленный недостаток старого А. не должен скрывать его положительных сторон. В. И. Ленин так отзывался о нем в 1922: «Бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов 18 в. сплошь и рядом окажется в 1.000 раз более подходящей для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные, сухие, не иллюстрированные почти никакими