Страница:БСЭ-1 Том 04. Атоллы - Барщина (1926)-3.pdf/3

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

к черноморским портам; ж. — д. станция.

Много мельниц.

БАЛТИЙСКИЕ ЯЗЫКИ, языки народов, издавна населявших юго-восточное побережье Балтийского м., а именно: прусский, вымерший в 17 в., литовский, латышский, ятвяжский и курский языки (см. эти слова).

От последних двух, тоже вымерших, сохранились только незначительные остатки.

Б. я. принадлежат к индо-европейской семье языков. Из других индо-европ. языков они ближе к славянским яз. (см.), что заставляет предполагать существование балтийско-славянского праязыка (см.). Среди Б. я. наиболее родственны между собою литовский и латышский; курский яз. представляет переходную между ними ступень, а ятвяжский приближается к прусскому.

Лит.: Ильинский, Г. А., Праславянская грамматика, Нежин, 1916; J. Endzelin, Lettische Grammatik, Heidelberg, 1923; Les langues du monde, Paris, 1924.

БАЛТИЙСКИЙ ВОПРОС, термин, обозна чающий совокупность политических проблем, вытекающих из экономических и политических взаимоотношений многочисленных государств, существовавших и существующих на берегах Балтийского моря.

Эти взаимоотношения по временам обострялись и приводили к крупным вооруженным столкновениям. Два больших обострения за последние три века были связаны с попыткой Швеции в 17 в. захватить господство над Балтийским морем и со стремлением Московского государства пробиться к побережью этого моря. Первую настойчивую попытку овладеть морскими путями Балтики мы встречаем еще в 13 и 14 вв., когда союз германских Ганзейских городов (см.) пытался при помощи вооруженных сил обеспечить на водах Балтики безопасное плавание для своих торговых караванов. В 14 и 15 вв. Ганза оттесняется с ее балтийских позиций успевшими сформироваться национальными государствами Прибалтики (Дания, Швеция). После падения Константинополя в 1453, перед Зап.

Европой встает задача проложить через московские владения дорогу в Индию, в виду того, что средиземноморский путь закрыт был турками. В том же 15 в. со стороны Московского государства намечается стремление продвинуться к берегам Балтийского моря, после того как вместе с территорией Новгорода Великого к нему перешли экономические и политические задачи последнего на Балтийском побережьи.

Удержав за собой устье Невы, Новгород оставил задачу выхода Московского государства на Балтийское побережье наполовину решенной. Действуя под влиянием своего военнослужилого окружения, московское правительство устремляется на захват и богатой и плохо защищенной области разлагавшегося Ливонского ордена (см.).

Но покушение на Ливонию тотчас же подняло на ноги двух ее сильных соседей, к-рые не могли примириться с тем, чтобы Москва захватила эти столь важные для господства над Прибалтикой области. Отпор Швеции (с 1577) и Польши (с 1579) не только отбросил Москву от Ливонии, но и привел к утрате ею в 1583 части рус. владений (Ям, в. с. э. т. IV.Иван-города, Копорья). События Смутного времени были причиной вторичной утраты не только тех же рус. областей, но даже и Орешка, запиравшего течение реки Невы.

Такое положение продолжалось до начала 18 в. В течение 17 в. на Балтийском море господствовала Швеция, игравшая крупную роль в средней Европе с 1630  — х гг.

Размах шведской политики вызвал дружный отпор не только со стороны ее вековой соперницы — Дании, но и со стороны других соседних государств. Вести длительную борьбу на четырех фронтах (с Москвой, Польшей, враждебными германскими государствами и Данией) Швеции было не под силу. Не справившись в начале 18 в. с двумя враждебными ей союзами, состоявшими сначала из Москвы, Польши и Дании, а потом из Москвы, Саксонии, Ганновера и Пруссии, Швеция потерпела полное поражение и окончательно утратила свое первенствующее политическое значение на берегах Балтийского моря. За нею вскоре сошла с политической арены и ее недавняя соперница — Польша; Дания также ослабела в этой длительной борьбе. Преобладающее значение на Балтийском море в 18 и 19 вв. переходит к России. В течение последних лет 19 в. и в первые годы 20 в.

Б. в. стал возрождаться в новой форме, т. к. между Россией и приступившей к усиленному морскому строительству Германией началось соперничество в вооружении. Неизбежность обострения этого соперничества была впоследствии одной из причин катастрофы 1914—1918 гг. Мировая война устранила с Балтийского моря Германию, как морскую силу, но она отодвинула также и сев . — зап. границы СССР от берегов Балтийского моря до пределов ‘старых новгородских владений. В связи с этим в европейской политике появляется тенденция рассматривать Балтийское море, как залив Атлантического океана, на водах которого всякое государство Зап. Европы может считать себя равноправным с государствами Балтийского побережья. Маневры европейских флотов в Финском заливе летом 1925 и интерес англичан к организации морской базы на островах Балтики служат наглядным выражением той позиции, к-рую капиталистическая Европа хочет занять в Б. в. в настоящее время.

А. Яковлев.

Октябрьская Революция 1917 открыла новую эпоху в истории Прибалтики. Советом Народных Комиссаров РСФСР 3 ноября 1917, в развитие постановлений 1 и 2 Съездов Советов о национальном самоопределении, декретировано было «право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств». В связи с этим, 6 декабря 1917 Финляндский сейм провозгласил независимость Финляндии; она была признана СПК РСФСР 18 декабря 1917, и 22 декабря того же года постановление это было утверждено ВЦИК; 11 декабря 1917 провозглашена была независимость Литвы; значительно позже последовало образование независимого Эстонского государства (24 февраля 1918) и государства Латвийского (18 ноября 1918).