Страница:БСЭ-1 Том 05. Барыкова - Бессалько (1927)-1.pdf/223

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

сочками сала или мяса, а в постные дни  — грибами, конопляным маслом и даже рыбой.

Летом приготовляют еще холодник из молодой свеклы, луку, огурцов, квасу и заправляют молоком или сметаной. К пресным блюдам относятся разные «крупники» (супы) из крупы ячневой, перловой, часто с горохом или картофелем, сдабриваемые салом, иногда мясом; забеливаются «крупники» также молоком. Картофельный суп («бульён») готовится с салом, мясом и молоком. Подобные же супы приготовляются из моркови, репы, брюквы, тыквы («гарбуз»). На завтраки («снедане») чаще всего готовится «зацирка», состоящая из замешенного из муки теста, маленькими кусочками положенного в кипяток. В затирку кладут масло, молоко, топленое сало. К пресным блюдам принадлежит лапша («локшины»), приготовляемая чаще всего с молоком, как «заедочное» кушанье при парадных угощениях. К густым блюдам относятся разные каши из крупы ячменной, перловой, гречневой, изредка пшена. Особенно любимы «комы»  — каши из гороха, бобов и картофеля; сдабриваются они тертой коноплей или салом. К праздникам, в дни разных семейных торжеств Б-с употребляет в пищу и мясо, к-рое в другое время попадается у него редко. На поминках по покойникам у Б. непременно бывают «клёцки»  — отварные кусочки теста, часто с начинкой из сала. Молоко в разных видах — сладкое, простокваша, творог («сыр») также служит пищей Б-а. До сих пор значительная масса Б., находящихся вдали от культурных центров, стоит на стадии анимизма. У них можно встретить и теперь остатки старинных культов (следы поклонения стихиям и силам природы, напр., огню, воде, камням, земле, хлебу, солнцу и т. п.). Сама смерть также олицетворена в образе женщины. Загробный мир является продолжением здешнего; поэтому и покойников своих Б-с наряжает, как отправляющихся в дальнюю дорогу, всем необходимым. Среди Б. до сих пор известны, хотя встречаются и редко, знахари: те из них, к-рых считают вредными, называются здесь «ведзьмаками»; среди женщин есть и «ведзьмы»  — они обладают способностью перекидываться в оборотней («вовколаки») и обращать других людей в животных. Это очень старинное белорусское верование, увековеченное уже в «Слове о полку Игореве» (превращение в волка Всеслава Полоцкого). К христианским элементам в поверьях Б. относится представление, что святые ходят по земле и принимают деятельное участие в жизни Б-а; особенно следят эти святые за произрастанием на полях, на сенокосах, за урожаем, берут на себя заботу о скоте доброго хозяина. Особенным почетом пользуются Юрий, Илья, Микола.

Даже праздники и дни недели олицетворяются и бывают предметом песен и легенд: «святая Нядзеля» (воскресенье), «святая Пятница», «святы Покров». Семейный быт Б. довольно устойчив в своем развитии.

В составе белорусской семьи имеются не только ближние родственники, но и самые отдаленные: для всех них существуют особые названия, точно обозначающие самыеотдаленные степени родства. Семья при таких условиях сильно разрастается и в ней оказывается не только отец («бацько» или «татко»), мать, сыновья, дочери, но и жены сыновей (невестки), их дети, а иногда мужья дочерей («примаки»); тут же бывают иногда и дяди с их семействами, тетки, приемные дети и другие подобные члены семьи. Вся такая семья все более и более разрастается и доходит в среднем до 20—25 членов, а иногда, при многосемейности, и до 50. Если земли достаточно и семья дружна, все живут вместе; но когда, под влиянием, гл. обр., экономических условий, начинаются раздоры, семья разделяется, и таким образом появляются новые семьи. Всем руководит в семье отец; однако, когда он становится неработоспособным, его место заступает старший сын. Жена во всем является помощницей мужа, но свое хозяйство ведет независимо от него. Дети и девушки вырастают под непосредственным ее руководством. Положение женщин в белорусской семье вследствие этого не угнетенное.

Народная белорусская поэзия сохранила много следов древности и свежести непосредственного чувства и первобытного миросозерцания. Так, мы имеем очень богатое собрание заговоров, восходящих по своему происхождению к глубочайшей древности: общий характер и строение их напоминают дошедшие до нас тексты ассиро-вавилонских заговоров в клинообразных надписях; есть, конечно, среди них и создания позднейшего происхождения, стоящие в связи с апокрифическими молитвами и заклинаниями, проникшими сюда с Ю. и 3. Обрядовые песни обнимают круг бывших языческих празднеств: «кбляды», на масленицу, весной, на «купалу», при полевых работах и т. д. Сходны с ними по характеру и обрядовые песни, сопровождающие разные события жизни; таковы: песни при рождении, детские, особенно богатые своим смыслом и остатками старины свадебные песни, импровизациипричитания при похоронах. Существует также много внеобрядовых бытовых песен, в которых представлены: доля женщины в разные ее возрасты и при различном семейном положении; доля мужчины до женитьбы, в войске, как мужа, и пр.; отдельные бытовые факты современной и прежней жизни.

Немало имеется шуточных, юмористических, плясовых песен; есть также большое число и современных частушек. Белорусский фольклор богат пословицами, поговорками, загадками, духовными стихами, сказками.

О белорусской музыке и искусстве см. Белорусская музыка, Белорусское искусство.

Лит.: Карский, Е. Ф., Этнографическая карта белорусского племени, П., 1917; его же, Белорусом, т. 1: Введение в изучение языка и народной словесности, Варшава, 1903; т. II: Язык белорусского племени, 3 книги, Варшава, 1908—1912; т. III: Очерки словесности белорусского племени, 3 книги, М. — П., 1916—1922; Семенов, В. П., Полное географическое описание нашего отечества, т. 9, СПБ, 1905; Д ов нар-Запол ьский, М. В., Исследования и статьи, т. I, Киев, 1909; Н и к ифоровский, Н. Я., Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии, Витебск, 1895; «Курс белоруссоведения». Лекции, читанные в Белорусском народном университете в Москве летом 1918, Москва, 1920. Более подробная литература указана в перечисленных сочинениях. Е. Карский.