Страница:БСЭ-1 Том 06. Бессарабия - Больм (1927).pdf/19

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

войсками, над ним реяли аэропланы, весь город имел вид военного лагеря, зал был переполнен солдатами, офицерами и генералами. Печатный текст резолюции сфатулцерия раздавался на переполненных войсками улицах еще до того, как открылось заседание. Но даже в этой обстановке за присоединение к Румынии голосовали в сфатул-церии только депутаты молдавского блока, никем не избранные и никем, кроме румынского правительства, не уполномоченные. Воздержались все представители национальных меньшинств, кроме польского представителя, голосовавшего за присоединение. Воздержались и все избранные январским крестьянским съездом депутаты, заявившие, что сфатул-церий не полномочен решать столь важные вопросы. По такой же программе оккупантами проведено было через несколько месяцев последнее голосование сфатул-церия, 26 ноября 1918, когда неожиданно было постановлено присоединиться к Румынии без всяких условий, т. е. без автономии, выговоренной 27 марта, и распустить сфатул-церий, при чем тут же был оглашен декрет короля о роспуске. После этого, 19 декабря 1918, румынский парламент единогласно «окончательно» провозгласил присоединение бессарабской «провинции» к Румынскому королевству «на вечные времена». О подлинной воле населения Б. свидетельствует, однако, активная борьба его и, прежде всего, трудящихся, начавшаяся с момента вторжения румынских войск и продолжающаяся во все время оккупации.

Борьба населения против оккупантов отмечена рядом крупных восстаний, охватывавших обширные территории. Крупное восстание имело место в Хотинском уезде и части Сорокского в январе 1919, когда румынскими войсками было сожжено много сел, убито и расстреляно более 5.000 крестьян, множество затем отправлено на каторгу, а 50.000 бежало на украинский берег Днестра и в Галицию.

О хотинских зверствах в свое время доносили в официальных рапортах чины английской и французской военных миссий.

Весной 1920 сделана было попытка восстания в Бендерском уезде. В сентябре 1924 вспыхнуло Татар-бунарское восстание (см.) в юж. Бессарабии, охватившее обширный район: румынской армии пришлось, при участии флота, бороться против него в течение месяца; при усмирении сожжены были м. Татар-бунар и ряд сел, убито в боях и умерщвлено в плену свыше 1.000 крестьян; 500 чел. были преданы военному суду (известный процесс 500 татар-бунарцев осенью 1925, привлекший к себе внимание трудящихся всех стран и вызвавший повсеместные протесты). Кроме того, имело место много отдельных мелких повстанческих выступлений в деревнях; одновременно с этим в городах развертывалось рабочее движение, наиболее ярким моментом к-рого явилась всеобщая политическая забастовка в Кишиневе в 1920. Революционное рабочее и коммунистическое движение, направленное против румынского правительства и капиталистов, отмечено непрекращающи- |мися процессами в военных судах, из к-рых наиболее крупные  — «процесс 270» (1920), процессы «108», «47», «34» и т. д. Ни провокация, ни всевозможные репрессии, ни жесточайшие истязания и пытки в сигуранце (охранке), ни расстрелы без суда («при попытке к бегству») не в состоянии остановить борьбу рабочих и крестьян.

В июле 1926 снова происходил большой процесс в военном суде в Черновицах над арестованными в сентябре 1925 г. 56 крестьянами Хотинского уезда, обвинявшимися в «хранении оружия в ожидании революционного движения». Движение продолжается, несмотря на то, что оккупационными властями, даже по подсчету румынских газет, убито (до 1925) в Бессарабии 15.500 лиц гражданского населения. На самом деле количество убитых значительно больше. В течение первых же лет оккупации количество бежавших из Бессарабии от ужасов румынского режима и поселившихся в СССР и в разных странах Европы превысило 300.000 человек, т. е. более 10% населения. Поток беженства и эмиграции из Бессарабии из года в год не уменьшается.

В зиму 1925/26 около 30 тысяч крестьян эмигрировало в Америку (преимущественно в Бразилию); одновременно по ледяному покрову Днестра каждую ночь перебегало на территорию АМССР и Украины 20—30 чел. Бессарабцы в эмиграции организуются в существующие в разных странах общества под лозунгом «Прочь руки румынских захватчиков от Бессарабии». Кроме того, в нек-рых странах существуют организации «друзей Бессарабии». Эти организации ставят своей задачей привлечение внимания рабочих и крестьянских масс всех стран к бессарабскому вопросу.

Экономическая и социальная сущность оккупации. Причины упорного сопротивления населения румынской оккупации кроются, прежде всего, в ее экономической и социальной сущности. В основе захвата Бессарабии румынскими помещиками и сопротивления главной массы населения (крестьянской) этому захвату лежит борьба за землю. В 1917, еще до Октября, крестьянство Бессарабии стало захватывать землю помещиков. После Октября оно почти повсеместно овладело этой землей. Помещики и кулаки обращались за помощью к румынским генералам. Помещичья Румыния не могла отнестись равнодушно к революционным событиям в Бессарабии и к угрозе помещичьей собственности не только потому, что вообще издавна мечтала о захвате плодородной Бессарабии, но и потому, что революция в Бессарабии непосредственно грозила революцией — и, прежде всего, аграрной — в Румынии. Создавшееся после мировой войны положение лишило румынских помещиков возможности осуществить полное восстановление помещичьей собственности. Необходимо было успокоить не только бессарабских, но и румынских крестьян аграрной реформой, обещанной им еще во время войны. Аграрная реформа в Бессарабии, как и в Румынии (см. Аграрные реформы в буржуазных странах после империалистской