Страница:БСЭ-1 Том 06. Бессарабия - Больм (1927).pdf/295

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

математического папируса из собрания Ринда (см. Ахмес). С 1883 Б. — приват-доцент по истории математики в Московском университете. В 1885 Б. основал и издавал журнал «Физико-математические науки, в их прошедшем и настоящем состоянии». В этом журнале Б. поместил ряд исследований по истории математики в России. Этому же предмету посвящено и отдельное сочинение его  — «Очерки развития физико-математических знаний в России» (вып. I  — 1886, вып. II  — 1893). Очень большое значение имеет фундаментальный труд Б. «Русская физикоматематическая библиография» (1886—95); в нем обозрение литературы доведено до 1810. Целый ряд монографий, напечатанных в рус. и западных журналах, доставили Б. европейскую известность. Для 4  — го тома известной истории математики М. Кантора («Vorlesungen uber Geschichte der Mathematik») Б. написал историю элементарной геометрии в 18 в. (извлечение — в «Журнале Мин. Нар. Проев.», № 11, 1907).

Лит.: Попов, Г. Н., В. В. Бобынин (Сборник статей по вопросам физико-математических наук, под редакцией А. И. Бачинского и А. А. Михайлова), Москва, 1924.

И. Чистяков.

БОБЫШКА, круглый прилив или выступ в металлических отливках, через отверстие в к-ром пропускается какой-нибудь болт, винт, валик, краник и т. п.

БОВА-КОРОЛЕВИЧ, герой лубочной сказки из переводной повествовательной литературы. Сказка о Б. — к. прожила несколько столетий странствующей жизнью, приспособляя свои мотивы и форму к вкусам эпох, классов и народов. Около 13 века сказка эта попадает в свод франц. героических поэм — Chansons de geste; в 15 веке появляются уже в разных странах переделки этой сказки — романы прозаические и стихотворные. Во Франции в таких переделках подчеркивалась романическая сторона произведения, и, вообще, по своей теме (борьба за честь, за возлюбленную и за христианство) и по тону повествования сказка о Б. — к. — произведение рыцарского франц. стиля. В Англии Б. — к. — «сэр» и, как истый англичанин, ведет свой спор (с отчимом) перед королевским судом; победа его над врагом  — победа национальная, т. к. побежденный враг  — франц. король. По итал. редакции, Б. — к. (Buovo d’Antona) дамой сердца торжественно посвящается в рыцари; в честь ее многочисленные соперники устраивают пышный турнир. В Россию сказка-роман о Б. — к. могла проникнуть через арабов (югославянское влияние), через Белоруссию (культурное посредничество Полыни) или, наконец, через итальянцев, приезжавших в Россию еще при Иване IV. В конце 17 в. сказка о Б. — к. уже была среди «потешных» книг маленького Петра, но еще раньше она пользовалась широкой популярностью в среде скоморохов, сказочников и сказителей (отклики — в былине об Илье Муромце, в сказке об Еруслане Лазаревиче и Анике-воине: конь Бовы, меч-кладенец и пр.). О неослабевающем интересе к Б. — к. в России свидетельствует тот факт, что сказка о нем в многочисленных переложениях держится в народной среде вплотьдо Октябрьской Революции. Образ Б. — к. постепенно все более искажается, а приключения становятся запутаннее. Роман о Б. — к.

(в числе немногих светских произведений) проник в 16 в. ив еврейскую литературу (до сих пор слова «Бовы сказка» держатся в еврейском языке для обозначения всякой маловероятной истории).

В эпоху «официального народничества» сказка о Б. — к. пользовалась вниманием интеллигентских слоев, как явление «простонародной» словесности.

Моментами, сделавшими сказку воспринимаемой разными национальными литературами, были литературно-всеобщие мотивы (мотив борьбы пасынка с отчимом, инкогнито героя, борьба за обладание женщиной и т. д.) и литературно-всеобщие типы (коварная развратница, находчивый благородный герой и др.). Сказка о Б. — к., рассматриваемая, как явление литературное, представляется сплетением: 1) сказок о богатырях и животных, 2) поэмы-былины, 3) рыцарского авантюрного романа и 4) романа плутовского. Несомненно влияние сказки о Б. — к. на рус. народный эпос, па популярно-народную литературу и искусство (напр., на лубочные иллюстрации) и на литературу индивидуальную, художественную (Жуковский, Пушкин, Кольцов). Сказка эта воспитала в читателе вкус к авантюрной и сентиментальной повести и роману 19 века. Исключительный интерес представляет она для теоретиков и историков литературы, как синтез нескольких литературных форм и жанров и сплетение разнообразных вариаций на универсальные литературные темы и мотивы.

Лит.: Веселовский, А. Н., Из истории романа и повести 18 в., СПБ, 1886; Ровныс к и й, Д., Русские народные картинки, т. IV, СПБ, 1881; Пыпин, А., Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских, СПБ, 1857; Пиксанов, Н., Старо-русская повесть, Москва, 1923; текст сказки о Бове-королевиче по спискам 17 века (из собрания рукописных материалов Петербургской Публичной библиотеки) опубликован в «Памятниках древней письменности», выпуск I, СПБ, 1873.

3. ШНОЛЬ.

БОВЕ, семья художников и архитекторов конца 18 в. и первой половины 19 в., работавших в России.

1) Родоначальник ее — Винченцо Джованни Бова (Bova, 1750—1816), неаполитанский портретист, приехавший в 1782 в Петербург. Служил сперва в Эрмитаже, потом переехал в Москву, где работал в Архангельском (написал ряд портретов с тогдашнего владельца усадьбы кн. Голицына и его семьи и исполнил серию портретов его предков).

Из четырех его сыновей трое были архитекторами, переменившими фамилию Бова на Бове и принявшими отчество Иванович. 2) Александр Иванович Б. (1804—88) обучался архитектуре у старшего брата Осипа и был с 1820 его помощником. Работал в Москве (совместно с Осипом): в 1833 строил 1  — ю городскую больницу и в 1836  — восточную часть Скорбященской церкви на Б. Ордынке, по проектам брата. В 1840  — х гг. Б. строил по своему проекту колокольню Рождественского монастыря в Москве. 3) Михаил Иванович Б. (р. 1797) также учился у старшего брата. В 1830, в числе других архитекторов, составлял проект храма Христа Спасителя в Москве.

Самым значительным художником из братьев был старший 4) Осип Иванович Б. (1784—1834), знаменитый архитектор начала 19 в., возведший в Москве ряд замечательных зданий. Ученик Кампорези и Казакова, он в 1802 поступил в Архитектурную школу при Кремлевской Экспедиции и в 1812 за выполнение программы получил звание архитектора. Назначенный в 1813 архитектором в Комиссию строений, специально организованную для обстройки Москвы после пожара, Б. уже в 1814 играет в ней главную роль, занимая специально для него созданный пост по надзору за всеми государственными и общественными строениями, «дабы оные строились с приличными фасадами». Все проекты перестроек и новых построек подавались Б.,