Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/108

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

3-е марта (ст. стиля) 1898. Работа съезда нашла свое выражение в его организационных решениях и в манифесте. Съезд постановил слить местные Союзы и Бунд в единую организацию, дав ей название «Российской социал-демократической рабочей партии».

Рис. 2. Дом в Минске, где происходил съезд РС-ДРП в 1898.

Организационные решения первого съезда далеко не соответствовали тем задачам построения партии, к-рые настоятельно выдвигались в 90  — х гг. Так, съезд предоставил всем местным комитетам право: 1) выполнять постановление ЦК в той форме, какую они найдут более подходящей к местным условиям, 2) в исключительных случаях отказываться от выполнения постановлений ЦК, известив его о причине отказа, и 3) по всем остальным вопросам действовать самостоятельно, руководствуясь лишь программой партии. Наибольшая самостоятельность была предоставлена Бунду, который съездом был признан организацией, автономной в вопросах, касающихся специально еврейского пролетариата. Такие решения съезда, к-рые предоставляли большую самостоятельность местным организациям и полную автономию Бунду, не могли привести к партийной централизации и созданию действительно руководящего центра. Нет ничего удивительного в том, что Бунд, боровшийся впоследствии с организационными принципами «Искры», весьма доброжелательно отзывался об организационной расплывчатости, узаконенной съездом. Из др. организационных решений съезда отметим решение о правах и обязанностях ЦК, признание высшим органом партии съезда и объявление «Союза русских социал  — демократов» частью партии и представителем ееч за границей. Съезд утвердил «Рабочую газету» центральным органом партии и избрал ЦК в составе Эйдельмана, Радченко и Кремера с правом пополнять свой состав новыми членами. ЦК было поручено выпустить манифест партии.

Манифест РС-ДРП, составленный Струве, ставил во главу угла борьбу за политическую свободу, к-рую поведет с. — д-тия, представляющая классовое движение организованных рабочих масс, на плечи к-рого ляжет задача завоевания политической свободы и осуществление великой исторической задачи, лежащей по пути к осуществлению ново 204

го строя  — социализма. Манифест заявляет, что с. — д. продолжают дела и традиции всего предшествовавшего революционного дела в России, избрав иные пути и средства борьбы. Эти совершенно верные положения ни в коей мере, однако, не могли заменить программы партии. Между тем необходимо отметить, что съезд не обсуждал ни программы, ни тактических вопросов. — Тотчас после съезда были произведены массовые аресты, ЦК и типография были разгромлены. Тем не менее первый съезд в истории партии имеет бесспорно большие заслуги. Он провозгласил образование РС-ДРП и открыл тем самым новую страницу в истории российской социал-демократии.

Экономизм. Первому съезду не удалось создать фактического объединения соц . — дем. кружков и групп в единую, организационно сплоченную и централизованную пролетарскую партию. Препятствием к этому являлись не только организационные трудности образования и укрепления подпольной партии рабочего класса, но и тот внутренний разброд, который был столь характерен для послесъездовского периода в истории партии. — Ленин указывал, что в 1897—98 начинается в историис. — д-тии «период разброда, распада, шатания» (Ленин, Соч., том IV, стр. 499). Этот период был Связан с возникновением и укреплением среди с. — д. особого течения, наметившегося, как указывал Ленин (Соч., 1 изд., том XX, ч. 1, стр. 453), уже в 1894—95 и получившего наименование «экономизма». Экономисты отрицали необходимость постановки перед рабочими классами задачи борьбы с самодержавием как очередной важнейшей задачи текущего дня.

Преклоняясь перед стихийным ходом рабочего движения, они настаивали на том, что перед рабочей массой, в виду ее малой сознательности, надо ставить лишь такие задачи, к-рые лежат в области понятных ей повседневных экономических нужд и требований.

Наиболее последовательные из них откровенно договаривались до отрицания возможности в условиях рус. действительности образования самостоятельной пролетарской партии, ограничивали задачи рабочего класса лишь одной экономической борьбой, считая политическую борьбу делом буржуазного либерализма, т. е. всей своей платформой обрекали рабочее движение на потерю своего классового характера и подчинение гегемонии буржуазии.

Появление у нас экономизма по времени б. или м. совпало с возникновением в рядах западно  — европейской с. — д-тии бернштейнианства, что не могло не оказывать своего влияния на ревизионистское самоопределение экономизма и не углублять в соответствующем направлении тот идейный разброд, под знаком к-рого проходит рассматриваемый нами период. — Для действительно прочного создания революционной партии пролетариата надо было ликвидировать экономизм, к-рому на деле не нужна была централизованная партия, т. к. он мог вполне осуществлять свои тред-юнионистские задачи в условиях существования и раздробленной кустарнической организации. Борьба с экономизмом была борьбой за революцион-