Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/178

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

Учредительное собрание. Лозунг, предложенный большевиками, сводился к следующему: «предвидя в самом близком будущем выступление крестьянства, готовиться и ожидать прямо призыва». ЦК отверг предложение большевиков и принял участие в Выборгском совещании.

После совещания большевистские члены ЦК снова выдвинули идею воззвания, предложив привлечь к его составлению трудовиков и другие революционные организации.

ЦК, находившийся целиком под впечатлением «общенационального» фронта, созданного участием кадетов в Выборгском совещании, отверг лозунги большевиков и принял предложение призвать к организации и подготовке всеобщей всероссийской забастовки под лозунгом «возобновление сессии Думы для созыва Учредительного собрания». Ярко выраженный оппортунистический характер лозунга бросался в глаза. Большевики, опираясь на Петербургский комитет, снова опротестовали решение ЦК. Под двойным давлением: изнутри  — со стороны большевистских членов, извне — со стороны Петербургской организации, ЦК принимает новое решение: призвать массы не к организации забастовки, а прямо к забастовке, поставив окончательное решение этого вопроса в зависимость от соглашения с другими партиями. Лозунг же старый заменить следующим: «борьба с правительством в защиту Думы в целях созыва Учредительного собрания».

На новом заседании ЦК принял резолюцию: «рекомендовать теперь же частичные массовые проявления протеста во всех слоях населения против разгона Гос. думы», тактическим же лозунгом выдвинуть: «за Думу, как за орган власти, к-рый созовет Учредительное собрание». На основе этого решения 27 (14) июля ЦК обратился с письмом к партийным организациям (№ 4). Характеризуя разногласия этого периода, Ленин пишет: «Меньшевики мечутся, высказываясь за немедленную стачку-демонстрацию и за частичные выступления», а «большевики указывают на нелепость демонстрации, стоят за более позднее восстание» (Ленин, Соч., том X, стр. 195, разрядка автора).

Письмо ЦК вызвало резкий отпор со стороны ряда партийных организаций. Петербургский, Курский, Московский окружной, Калужский комитеты, Областное бюро Центрального района, Костромская конференция РС-ДРП и др. приняли резолюции, в которых подчеркивали, что тактика поддержки требования созыва новой или восстановления старой Думы не может быть поддержана революционной с. — д-тией, что задачей ближайшего будущего является вооруженное восстание, а ближайшей целью — образование временного революционного правительства, обязанного созвать Учредительное собрание. В это же время собралась конференция ж. д., созванная для решения вопроса о всеобщей забастовке после роспуска Госуд. думы. Кроме 23 представителей ж. д., на конференции присутствовали представители трудовой группы, ЦК партии с. — р., ЦК РС-ДРП, Бунда, ППС, Крестсоюза и друг. Конференция высказалась против частичных забастовок, но за всеобщую заба 338

стовку с целью вырвать власть из рук самодержавия. Проведение этой забастовки, однако, конференция ставила в зависимость от выступления широких народных масс.

30 (17) июля 1906 вспыхнуло восстание в Свеаборге, а в ночь с 1 августа (19 июля) на 2 августа (20 июля) — и в Кронштадте. ЦК решил, что имеет дело с одним из частичных массовых проявлений протеста против разгона Думы, к к-рым он призывал в своем 4-м письме. В тот же день ЦК обратился к пролетариату с призывом к забастовке. В воззвании ЦК не подчеркнул, что забастовка должна перерасти в восстание, напротив: он тщательно избегал этой связи, всячески подчеркивая демонстративный характер забастовки. Петербургский же комитет решил объявить забастовку для расширения и углубления восстания и 3 августа (21 июля), обратившись непосредственно к районным советам, в тот же день начал забастовку.

Одновременно в ночь с 2 на 3 августа (20—21 июля) собралось межпартийное совещание из представителей ЦК, Бунда, ППС, эсеров и Исполнительного комитета трудовой группы и соц. — дем. фракции. Совещание отвергло точку зрения ЦК и обратилось с воззванием «Ко всему народу» с призывом к забастовке и к низвержению царского правительства. Собрание категорически отвергло также лозунг ЦК «за Думу»: «Не безвластная Дума, а полновластное Учредительное собрание»... — определил лозунг восстания манифест  — «вот цель, которую должен себе поставить народ, и не царские министры, а власть, опирающаяся на революционный народ, должна созвать это Собрание». Среди других подписей на воззвании красовалась и подпись ЦК. Ленин в специальной статье («Политический кризис и провал оппортунистической тактики»), подводя итоги «меньшевистской тактике в критические дни после роспуска Думы», писал, что «трудно себе представить более полный провал оппортунистической тактики, чем пережитый нашим ЦК после роспуска Думы» (Ленин, Соч., т. X, стр. 44).

Массовое выступление после роспуска Госуд. думы потерпело неудачу. В Петербурге на второй день бастовало до 80 тыс. рабочих, но крупные заводы не примкнули к стачке. Свеаборгское и Кронштадтское восстания были раздавлены самодержавием.

«Свеаборг и Кронштадт, — писал Ленин через месяц после роспуска Гос. думы, — показали настроение войска. Восстания подавлены, но восстание живет, ширится и растет. К забастовке для поддержки восставших примкнули многие черносотенные элементы. Эту забастовку прекратили передовые рабочие, и они были правы, ибо из забастовки выходила демонстрация, а на деле стояла задача великой и решительной борьбы» (Ленин, Соч., том X, стр. 25). После роспуска Госуд. думы правительство еще круче завинтило режим массовых рецрессий, карательных экспедиций и расстрелов, установив в стране настоящую военнополицейскую диктатуру. Наряду с этим, оно пускало в ход и «политику пряника», издавая указы о продаже части удельных и казенных земель через посредство Крестьян-