Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/216

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

ство совещания в основном согласно с ленинскими тезисами. Возражения они встретили только со стороны Л. Б. Каменева, считавшего неприемлемым лозунг пораженчества и утверждавшего, что «печальный для России исход войны был бы нежелателен с точки зрения интересов рабочего движения». Во время следствия над арестованными большевиками-депутатами он также отгородился от ленинской линии, заявив, что «его взгляд па текущей момент решительно противоречит документам, в к-рых изложено отношение партии к войне». Ту ясе позицию он занял и на суде, попытавшись свалить с себя ответственность за линию партии, что было оценено Лениным как поступок «неправильный, с точки зрения революционной социалдемократии — недопустимый»(Ленин, Соч., том XVIII, стр. 129).

Иначе вели себя большевики  — депутаты.

Тов. Петровский, хотя и вносил на совещание 4 ноября поправки к ленинским тезисам (заменить тезис о желательности поражения России нежелательностью ее победы и исключить пункт о пропаганде социалистической революции в войсках), на суде заявил о совпадении взглядов рус. рабочих со взглядами ЦК партии на войну. Депутат Муранов прямо заявил, что организовал рабочих вокруг партии под лозунгами ЦК партии. — Значение судебного процесса над фракцией депутатов-большевиков было громадно. «Суд развернул невиданную еще в международном социализме картину использования парламентаризма революционной с. — д-тией». Депутат Муранов объезжал Поволжье и Урал, Петровский работал на Украине, Бадаев воссоздал арестованный в первые дни войны ПК, Самойлов работал в ИвановоВознесенском районе. Повсюду проводились партийные собрания с изложением взглядов партии на характер войны и способы борьбы с нею, организовывались рабочие массовки и т. д. Кроме этого, суд над большевистской фракцией «впервые дал открытый, в миллионном числе экземпляров распространенный по России, материал по важнейшему, основному, существеннейшему вопросу об отношении к войне разных классов российского общества» (Ленин, Соч., т. XVIII, стр. 131—132).

Рабочая масса, задавленная жесточайшей реакцией, слабо реагировала на арест фракции. Даже в традиционную годовщину 9 янв. 1915 в Питере бастовало только 2х/2тыс. человек, вместо 110, 6 тысяч в 1914. Охранка в очередном отчете отмечала, что «петербургская большевистская группа не сумела организовать активного протеста по поводу ареста думской фракции». — В среде меньшевиков война вызвала полный развал, при чем среди них, как и в других странах, наблюдалось два течения: откровенных социал-патриотов и центристов. Социал-патриотизм был представлен в России (если не считать отдельных лиц, вроде Плеханова) в основном старым ликвидаторским ядром (группа «Нашей Зари», Потресов и т. п,). Литературное выражение социал  — патриотизм получил в сборнике «Самозащита», статьях Плеханова, газетах «Наше Дело», «Рабочее Утро» и т. д., организационно-политическое  — в рабочихгруппах при военно-промышленных комитетах во главе с Гвоздевым. Социал-патриотизм имел очень незначительную базу в пролетариате. Это были, в основном, интеллигентские группировки, разбитые «правдистами» в рабочем классе еще в эпоху 1910—14.

Война, как писал Ленин, «превратила их тайный союз с буржуазией в открытый».

Рис. 12. Соц. — демократическая большевистская фракция 4-й Госуд. думы: Петровский, Муранов, Бадаев, Самойлов, Шагов. 1912—17.

Если большевики проповедывали такую же беспощадную идейную и организационную борьбу с социал-патриотами, как в свое* время с ликвидаторами, то центристы (Мартов, Троцкий, газета «Наше Слово») отстаивали организационное единство с социалпатриотами, отрицали органическую связь, социал-патриотизма и ликвидаторства и не отмежевывались от каутскианства. «Троцкий..., как и всегда, ни в чем принципиально не согласен с социал-шовинистами, но в о всем практически согласен с ними», так определял его линию Ленин (Сочинения, т. XVIII, стр. 176). Борьбу с каутскианством Ленин считал обязательной для истинного интернационалиста. — Понятно, что большевики при этих условиях выступали за раскол не только с открытыми социалпатриотами, но и с центристами. «На мой взгляд, — писал Ленин Шляпникову в окт.

1914, — важнее всего теперь последовательная и организованная борьба с шовинизмом, который обуял большинство оппортунистов; (и мирящихся с оппортунизмом  — tel Mr. Kautsky!) социалистов» (Ленин, Соч., том XVIII, стр. 54).

Назревание

революции

и

большевизм.

Подъем рабочего движения в России начинается летом 1915. В конце 1915 руководящая роль в стачечной борьбе переходит к питерским металлистам и повышается удельный вес политической стачки. Рабочее движение 1915—16 проходило в Петербурге и некоторых других центрах под руководством большевиков, успевших уже в ряде мест оправиться от разгрома парторганизаций в первые месяцы войны. В Петербурге в июле 1915 состоялась общегородская партийная конференция (в Ораниенбауме), на к-рой было представлено более 500 членов партии. Эта конференция восстановила ПК, разрушенный арестами в авг. — ноябре 1914.

Новому ПК удалось, несмотря на неоднократные аресты, просуществовать до самой Февральской революции. ПК не только имел постоянные связи с рабочими массами, но