Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/36

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

G1

ВКП (б)

Соч., том XIX, стр. 270). И тут же он добавлял, что мыслить социальную революцию «без восстаний маленьких наций в колониях и в Европе, без революционных взрывов части мелкой буржуазии со всеми ее предрассудками», это значит «отрекаться от социальной революции» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 269).

В этих массовых движениях против национального гнета и колониального рабства Ленин искал и находил союзников в борьбе пролетариата против империализма. — Таким обр., в годы перед войной и в годы империалистской войны Ленин, на основе опыта национальной борьбы в России и опыта массовых национальных и колониальных движений во всем мире, развил то новое, что характеризует ленинскую позицию в национальном вопросе. — При разработке и отстаивании своей точки зрения в этом вопросе Ленину и до войны и во время войны пришлось выдержать внутри партии и внутри рабочего движения не малую борьбу с инакомыслящими по этому вопросу.

Ленин одновременно боролся и с меньшевистским оппортунизмом в национальном вопросе, а также с польским и рус. люксембургианством, скатывающимся к прудонизму. — Перед войной (в начале 1914) он самым подробнейшим образом останавливается на праве нации на самоопределение. Он обрушивается на Розу Люксембург, которая выступила против § 9 нашей программы (1903) и квалифицировала право нации на самоопределение как «чистейшее общее место».

Ленин пишет: «Розу Люксембург, конечно, нельзя приравнивать к Либманам, Юркевичам, Семковским, но тот факт, что именно подобные люди уцепились за ее ошибку, доказывает с особенной наглядностью, в какой оппортунизм она впала» (Ленин, Соч., т. XVII, стр. 471). Жестокие удары обрушивал он также и на проявление половинчатости и «лицемерия» в вопросе о праве наций на самоопределение, выступая, м. пр., со всей резкостью и против тогдашней позиции Троцкого в этом вопросе.

«И теперь, — писал Ленин, — откровенные социал-империалисты, вроде Ленча, прямо восстают и против самоопределения, и против отрицания аннексий. А каутскианцы лицемерно признают самоопределение — у нас в России по этому пути идут Троцкий и Мартов. На словах о б а за самоопределение, как и Каутский! А на деле? У Троцкого  — возьмите его статьи «Нация и хозяйство» в «Нашем Слове»  — видим обычный его эклектицизм: с одной стороны, хозяйство сливает нации, с другой стороны, национальный гнет разъединяет. Вывод? Вывод тот, что царящее лицемерие остается неразоблаченным, агитация безжизненной, не затрагивающей главного, коренного, существенного, близкого к практике: отношения к нации, угнетаемой „моей" нацией...» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 271). И для того, чтобы с еще большей резкостью оттенить все значение этих ошибок, Ленин добавлял: «Каковы бы ни были субъективные „благие" намерения Троцкого и Мартова, объективно они своей уклончивостью поддерживают рус. социал-империализм» (там же).О партии. Четвертой составной частью ленинизма является учение Ленина о партии. После опубликования Ленинским институтом сибирских статей Ленина, относящихся к 1899 (см. Ленинский сборник, III, стр. 3—30, а также Ленин, Сочинения, т. II, стр. 487—504), совершенно ясно, что уже в это время Лениным со всей полнотой были разработаны основные организацион. принципы ленинизма. Все организационные основные идеи «Что делать?» можно уже найти в той или иной степени оформленными в этих статьях. В статье «Насущный вопрос» Ленин, обрушиваясь на кружковщину и кустарничество, со всей решительностью напирает на то, что для систематической борьбы против правительства «мы должны довести революционную организацию, дисциплину и конспиративную технику до высшей степени совершенства» (Соч. т. II, стр. 501).

В статье «Наша ближайшая задача» Ленин в качестве таковой выдвигает «организацию правильно выходящего и тесно связанного со всеми местными группами органа партии» (стр. 498). А в статье «Насущный вопрос» он в след, словах определяет огромное организующее значение такого парт, органа: «Только создание общего органа партии может дать каждому „частичному работнику“ революционного дела сознание того, что он идет „в ряду и в шеренге", что его работа непосредственно нужна партии, что он является одним из звеньев той цепи, кольца которой задушат злейшего врага русского пролетариата и всего русского народа — русское самодержавное правительство» (стр. 502). — Эти организационные идеи 1899 Ленин окончательно развил и оформил в 1902 в своей брошюре «Что делать?», в которой он целиком и полностью изложил основы своего учения о партии. Если в борьбе с «экономизмом» до возникновения меньшевизма Ленин имел уже совершенно разработанную всю систему своих взглядов по организационным вопросам, то в дальнейшем ходе развития партии эта составная часть ленинизма разрабатывалась, оформлялась и дополнялась в самой непосредственной и теснейшей связи с борьбой против меньшевизма, ликвидаторства, примиренчества троцкизма и социал-шовинизма. И в то время, когда меньшевизм от своей формулировки § 1 партийн. устава 1903, широко раскрывавшего двери партии для наплыва в нее мелкобуржуазных элементов, скатывался до организационных проектов рабочего съезда и «широкой рабочей партии», прямым путем ведущих к растворению революц. пролетарской партии в беспартийн. политич. рабочей организации, а затем (1908—14) к ликвидаторским планам разрушения нелегальной пролетарской партии и заменой ее легальной столыпинской рабочей партией, большевизм, в жесточайшей борьбе с меньшевистсколиквидаторскими организационными планами и примиренческим к ним отношением, отстаивал и практически проводил основы своего организационного учения. Свои ликвидаторские планы меньшевизм в годы реакции «прикрывал» формулой: «не гегемония, а классовая партия». Ленин разоблачал эти