Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/37

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

планы, указывая, что «проповедывать рабочим, что им нужна „не гегемония, а классовая партия", значит передавать либералам дело пролетариата, значит проповедывать замену с. — д. рабочей политики либеральной рабочей политикой».

И не кто иной, как Троцкий в 1904, в брошюре «Наши политические задачи», своей исключительной по развязности и по неразборчивости в средствах критикой организационных взглядов большевизма, выболтал главнейшие мотивы, лежащие в основе как меньшевистских организационных планов, так и меньшевистской критики организационных принципов большевизма. В своей брошюре Троцкий в полной мере обнаруживает, что в основе меньшевистского оппортунизма в организационных вопросах, в сущности говоря, лежал отказ от принципа диктатуры пролетариата. — В эпоху буржуазнодемократической революции меньшевизм, перенявший оппортунистическое наследство экономизма, в конце-концов превратился в социал-шовинизм с его прямой поддержкой контр-революционной буржуазии в империалистской войне, а большевизм в непрерывной, систематической и упорной борьбе со всеми видами, разновидностями и подголосками меньшевизма, в т. ч. и с троцкизмом и с примиренчеством, оформился в могучую руководящую силу массовой борьбы рабочего класса, выступил в качестве революционного авангарда на арену международного рабочего движения и, на основе всего опыта классовой борьбы этого пятнадцатилетия, развил и на практике движения многократно проверил все главнейшие составные части революционной теории пролетариата. — В Февральскую революцию 1917 большевизм вошел с громадным политическим опытом, с исключительными способностями маневрировать в самых сложнейших условиях классовой борьбы и с громадным количеством организационных навыков, сообщавших всей его революционной работе величайшую гибкость, сочетающуюся с-гранитной твердостью. Победа над царизмом в обстановке не закончившейся еще империалистской войны поставила историю нашей партии в совершенно новые условия и положила начало новой эпохе в развитии большевизма, которая, при всех своих особенностях, является прямым продолжением пятнадцатилетней истории большевизма в условиях буржуазно-демократической революции в России.

IV. Партия в эпоху пролетарской революции.

Общая обстановка этой эпохи. В 1908, в статье «Марксизм и ревизионизм», Ленин писал: «То, что теперь мы переживаем зачастую только идейно: споры с теоретическими поправками к Марксу, — то, что теперь прорывается на практике лишь по отдельным частным вопросам рабочего движения, как тактические разногласия с ревизионистами и расколы на этой почве, — это придется еще непременно пережить рабочему классу в несравненно более крупных размерах, когда пролетарская революция обострит все спор  — i ные вопросы, сконцентрирует все разногласия на пунктах, имеющих самое непосред 64

ственное значение для определения поведения масс, заставит в пылу борьбы отделять врагов от друзей, выбрасывать плохих союзников для нанесения решительных ударов врагу» (Ленин, Соч., т. XII, стр. 189).

Эпоха пролетарской революции, подготовленная всем развитием капитализма и гигантски ускоренная первой империалистской войной, на практике, в ходе революционного действия многомиллионных масс, привела к гигантскому обострению «всех спорных вопросов» и на деле «сконцентрировала все разногласия» на таких «пунктах», к-рые «имели самое непосредственное значение для определения поведения масс», поднявшихся на борьбу против всемирного господства империализма. Это верно в отношении пролетарских партий всего мира. Это особенно зерно в отношении пролетарского движения и пролетарской партии нашей страны.

Последнее десятилетие мировой истории, являющееся первым десятилетием мировой пролетарской революции, ознаменовалось в нашей, стране невиданными по своему размаху и напряженности битвами ша всех фронтах  — военных, хозяйственных и культурных. ВКП (б) в своем развитии, в своих победах и поражениях, колебаниях и могучем единстве отразила эту гигантскую по классовым столкновениям эпоху первого десятилетия пролетарской революции.

Первая империалистская война затянулась до ноября 1918. Она сопровождалась громадным разрушением производительных сил и невиданным обострением классовых противоречий. — На Штуттгартском конгрессе 2 Интернационала Ленин и Роза Люксембург предложили след, дополнение к резолюции о грядущей войне, принятое конгрессом: «Если... война начнется, то они (рабочие классы соответствующих стран и их представители в парламенте) обязаны содействовать ее скорейшему окончанию и всеми силами стремиться к тому, чтобы использовать созданный войной хозяйственный и политический кризис для политической встряски широких народных слоев и для ускорения гибели капиталистического классового господства» (Ленин, Соч., т. XII, примечания, стр. 446). В Штуттгарте германская с. — д-тия обнаружила свое оппортунистическое лицо, не проявила себя как «руководящая сила» (слова К. Каутского).

Одновременно с этим ленинская поправка свидетельствовала о том, что именно большевизм в Штуттгарте, т. е. на международной арене, выступил подлинным бойцом за революционный марксизм против оппортунизма 2 Интернационала. Здесь же была сделана попытка и организационно закрепить свою позицию (совещание сторонников Ленина).

В самом начале войны в 1914 Ленин, проводя линию, намеченную резолюциями Штуттгартского и Базельского конгрессов, провозгласил лозунг превращения империалистской войны в войну гражданскую.

Роберт Гримм отказался напечатать первое обращение Центрального Комитета партии, содержавшее этот лозунг, объявив провозглашение этого лозунга «анархизмом». В ноябре 1914 года Ленин написал