Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/43

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

экономического строя, более высокого, чем организованный государственный капитализм в превосходно оборудованной технически Германии, еще нет. Он только основывается». Путь, которым мы шли в этот период, был путем массовой национализации (банков, водного транспорта и промышленности). На 15 мая 1918 было национализировано и секвестровано 304 промышленных предприятия. Процесс национализации проходил «страшно хаотически» и захватывал, прежде всего, предприятия тяжелой индустрии, из общего числа которых было национализировано к этому времени до 50%.

В своем докладе о деятельности ВСНХ на 1-м Всероссийском съезде советов народного хозяйства (26 мая  — 4 июня 1918) Рыков указывал, что «первые месяцы после Октябрьского переворота целиком проникнуты тем, что борьба непосредственная, баррикадная борьба между рабочим классом и буржуазией переносится на отдельные фабрики и заводы. Национализация предприятий часто имела не хозяйственное, а чисто карательное значение» (Рыков, «Статьи и речи», стр. 17—18). — Тяжелое положение промышленности в этот период может быть иллюстрировано следующей характеристикой состояния промышленности тогдашнего Петрограда на 1 апреля 1918: «Из 799 заводов, обследованных к 1 апреля, — указывал представитель Северного областного совнархоза на 1-м съезде, — работают 534, закрылось 265, и из 208 тысяч рабочих осталась теперь 121 тысяча, т. е. сокращение больше чем на 57%. Эти данные вполне определенно говорят о том, что петроградская промышленность за последнее время, если не умирает, то очень сильно сокращается». — Однако, несмотря на катастрофическое состояние промышленности и транспорта, на отсутствие опыта в управлении и на ожесточенный саботаж и даже прямое сопротивление, имевшие место почти повсюду, Советской власти в течение первых месяцев после Октября, ценой неимоверных усилий, удалось в основном добиться своей цели, т. е. сломить саботаж и подойти к сосредоточению управления промышленностью в руках органов власти.

Послебрестская «передышка».

После Брестского мира, который обеспечил нам «передышку», перед партией и Советской властью со всей остротой встала «организационная задача». В апреле 1918 Ленин писал, что «эпоха необходимости красногвардейских атак в основном закончена (и закончена победоносно)» и что в настоящее время перед нами новая «своеобразная эпоха», к-рая требует прежде всего, чтобы мы тщательно изучили «особенности в высшей степени трудного и нового пути к социализму, не прикрывая наших ошибок и слабостей, а стараясь во время доделать недоделанное»^ е ни н, Соч., т. XXII, стр. 447). — На первый план выдвигалась «организация учета и контроля в тех хозяйствах, где уже экспроприированы капиталисты, и во всех остальных хозяйствах». При чем Ленин особенно подчеркивал, что эта организация у нас «отстала от работы непосредственной экспроприации экспроприаторов». Ис 76

ходя из учета именно такого «своеобразия данного момента», Ленин и говорил о том, что «в интересах успешности дальнейшего наступления (на капитал. А. Б.), надо „приостановить44 сейчас наступление» и произвести «частное и частичное отступление». «Мы побеждали, — говорил он, — методами подавления, мы сумеем побеждать и методами управления. Методы борьбы против врага надо уметь изменять, когда изменяются обстоятельства» (Ленин, Соч., т. XXII, стр. 444—446).

Этим по сути дела намечалось в основном то направление экономической политики победившего пролетариата, которое было осуществлено в 1921 под названием «новой экономической политики».

Но этот «новый путь к социализму», это новое направление советской экономической политики нам не удалось развернуть, т. к. оно было прервано теперь уже не наступлением герм. империализма, — от него нас защищал Брестский мир, — а наступлением антантовского империализма, к-рый начал и повел против нас войну всеми средствами и способами, какие только имелись в его распоряжении.

Гражданская война 1918—21. Гражданская война, начатая против Советского государства антантовским империализмом, продолжалась ок. 3 лет. Все внимание и все усилия страны рабочих и крестьян она сосредоточила на военной задаче, в результате чего Советское правительство в области экономического строительства пошло по пути организации военного коммунизма. — Уже в апр. 1921 Ленин таким образом определял задачу в области экономического строительства, к-рую мы имели перед собой в период гражданской войны: «Восстановить промышленность, — говорил он, — когда не было обеспечено минимально ни продовольствие, ни топливо, нельзя было и думать. Только сохранить остатки промышленности, чтобы не совсем разбежались рабочие, иметь армию, — вот задача, к-рую мы себе ставили, и нельзя было решить ее никак иначе, как разверсткой без вознаграждения, потому, что буржуазные деньги, конечно, не вознаграждение. Никакого другого выхода у нас не было» (Ленин, Соч., 1 изд., т. XVIII, ч. 1, стр. 177). — Разрушение капиталистич. отношений и организация военного коммунизма начали осуществляться усиленным темпом со второй половины 1918, но растянулись на весь трехлетний период гражданской войны. Первые мероприятия этого порядка были проведены в области денежного обращения, крупного производства и крупного товарного обращения; в 1920 в системе Наркомфина было образовано Центральное бюджетнорасчетное управление; в конце этого года Совнарком отменил плату за предоставляемые государством продукты и жилища, а в самом начале 1921 было приостановлено взимание всех денежных и натуральных налогов и была создана специальная комиссия для выработки основных принципов построения социалистического бюджета. — Направление и темп экономического строительства за этот период могут быть чрезвычайно ярко иллюстрированы главнейшими