Страница:БСЭ-1 Том 11. Вильом - Водемон (1930)-2.pdf/64

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ВКП (б)

классированными политическими конгломератами». Обстановка требовала гигантской выдержки, организованности, дисциплины и самодисциплины, а «мелкий хозяйчик»  — представитель неустойчивой, колеблющейся мелкобуржуазной стихии — непрерывно метался между «доверием к пролетариату» и «приступами отчаяния». Полоса этих мелкобуржуазных колебаний совпадала с периодом организации контр-революционных антиоктябрьских сил, к-рые в то время выступали единым фронтом от эсеров и меньшевиков до черносотенных генералов, перекрасившихся под «республиканский» цвет. Во второй половине 1918 этот контр-революционный блок получил поддержку в лице интервенции англо-французского империализма, к-рый инспирировал чехо-словацкий мятеж и бакинский переворот, организовал мурманский десант, а свои миссии использовал в качестве инструмента для организации кулацко-офицерских восстаний, белогвардейских заговоров и подготовки террористических актов. В такой обстановке после кратковременной передышки создавался Восточный фронт и начиналась гражданская война, к-рая продлилась около 3 лет.

Этот этап гражданской войны, начатый буржуазно-помещичьей контр-революцией при поддержке империализма Антанты, прикрывался «учредиловским» эсеровско-меньшевистским знаменем. Он базировался на значительных колебаниях мелкобуржуазных масс города и деревни. Так, в предисловии к сборнику материалов Центрархива о «Партизанском движении в Сибири» мы находим такую оценку настроений сибирского крестьянина в момент чехо-словацкого восстания. «Он (т. е. сибирский крестьянин А. Б.) не понимал всей грандиозности событий развертывавшихся в первый период пролетарской революции, и, неудовлетворенный в своих ожиданиях, довольно спокойно отнесся к свержению рабоче-крестьянской власти летом 1918». В течение этого этапа в развертывании гражданской войны наше положение на фронте было крайне неустойчиво.

Это имело свое объяснение в том, что организация вооруженных сил Советского государства в это время проходила через свою первоначальную партизанскую стадию. Но в основе своей здесь лежали колебания масс среднего крестьянства, к-рые не имели еще возможности на своем собственном опыте ознакомиться с «различием» между Советской властью и генеральско  — помещич. режимом.

В конце 1918 происходит германская революция, англ о-французский империализм оказывает все более и более реальную помощь белым армиям буржуазно-помещич. контрреволюции, а последняя, отбрасывая в сторону всякие «демократические» прикрытия, выступает открыто под старым царским трехцветным знаменем. Отсюда берет свое начало второй этап в развертывании гражданской войны, наиболее острые моменты к-рого на Востоке приходятся на первую половину 1919, а на Юге — на вторую половину этого же года. Контр-революция в это время напрягает все свои силы как на фронте, так и в тылу. На фронте мы имеем широкие наступательные операции, направленные к центрунашей страны и возглавляемые на Восточном фронте адмиралом Колчаком, а на Южном  — генералом Деникиным. За первые 7 месяцев 1919 только по 20 центральным губерниям РСФСР было подавлено 99 белогвардейских восстаний, раскрыто 270 контр-революционных организаций, совершено 343 измены и расстреляно св. 2 т. чел. за шпионаж, восстания, бандитизм и т. д. В этот период крестьянство переходит на сторону рабочего класса и сотнями восстаний и непрерывными партизанскими действиями подрывает и дезорганизует тылы белых армий.

В Восточн. Сибири крестьянские восстания начинаются с августа — сентября 1918 и, непрерывно расширяясь на протяжении всего 1919, вырастают в громадное партизанское движение, направленное против колчаковской армии и колчаковских властей на местах. В резолюции 2-й подпольной Всесибирской партийной конференции (март 1919) указывается на то, что сибирский пролетариат «стал уже активной революционной силой в борьбе за возврат пролетарской диктатуры» и уже «становится гегемоном и руководителем многочисленной мелкой буржуазии», к-рая перешла на сторону пролетариата и «является в наст, время крупным революционным фактором». Далее, в резолюции указывается, что в Сибири налицо уже имеется «целая волна крестьянских, новобранческих и рабочих восстаний», а наряду с этим идет «самоорганизация крестьянства», «организация партизанских отрядов» и т. д., к-рые оформляют «близость широкого партизанского движения, переходящего в массовое общесибирское рабоче-крестьянское восстание». Это развитие партизанского движения приобретало особенное значение в связи с изменением социального состава колчаковской армии. Вначале армия имела бело-офицерские кадры и укомплектовывалась на основе добровольчества, но развитие операций требовало новых пополнений, к-рые могли дать только крестьянские мобилизации. Переход к ним и был началом разложения белой армии. В июле 1919 Ленин указывал, что поголовная мобилизация «погубила Колчака» и что сибирские крестьяне «принесли ему полное разложение».

Надо иметь в виду, что тяжелое положение на Восточном фронте в первой половине 1919 имело место в условиях победы пролетарской революции на Украине, в Латвии и в Литве, а также в обстановке развития революционного движения и в Зап. Европе (германская революция, Венгерская советская республика и т. д.).

Контр-революционная работа в тылу и образование фронтов гражданской войны потребовали от Советского государства сосредоточения всех своих сил на задаче подавления контр-революции и разгрома белых армий. В дек. 1917 постановлением Совнаркома создается Всероссийская чрезвычайная комиссия. А февральский декрет 1918 кладет начало организации Рабоче-крестьянской Красной армии. Напряженная борьба на Восточном фронте с чрезвычайной остротой выдвигает задачу быстрейшего перехода от партизанских формирований к регулярной армии. VIII партийный съезд