Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/134

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

собственного потребления, посеваи прокорма скота. Весь урожай производители обязывались сдавать по твердым ценам хлебному центру. Запасы подробно учитывались на основании кадастровых данных, и каждый район обязан был выполнить назначенную ему долю продовольственной разверстки.

Мельницы были взяты на учет и производили помол хлеба в порядке плановых заданий. Все продовольственные ресурсы распределялись также по строго рассчитанному плану. Т. о., произошел логический переход от первого этапа регулирования сел. х-ва посредством твердых цен к полной замене свободного товарооборота госуд. заготовкой и распределением.

Вытеснение рынка госуд. распределением, которое в Германии, находившейся в положении «осажденной крепости», приняло наиболее законченную и резкую форму, повторилось в основном и в других странах.

В Англии первым шагом в этом отношении была закупка правительственной комиссией огромных запасов сахара в колониальных странах. Выбрасывая на рынок закупленный сахар, государство одновременно устанавливало твердые цены и боролось со спекуляцией. В 1915 в руки государства перешло также распределение собственного урожая и импортных запасов хлеба и кормов.

Постепенно все продовольственное снабжение было сосредоточено в руках министерства продовольствия, с помощью аппарата закупочных комиссий заготовлявшего за границей в плановом порядке хлеб, мясо, жиры и проч. Стремясь задержать рост дороговизны, из боязни недовольства рабочих масс, правительство систематически выбрасывало продовольствие на рынок по ценам ниже заготовительных. Наконец, когда усиление подводной войны затруднило регулярный подвоз, государство приняло меры контроля и экономии потребления. Несмотря на то, что распределение проходило через сеть розничной торговли и формально не носило вполне централизованного и огосударствленного характера, государство фактически овладело рынком, и благодаря этому система твердых цен довольно успешно сопротивлялась напору спекуляции. В этом заключалась особенность англ. В. х., отразившаяся также в успехе мероприятий государства по поднятию с. — х. производства в стране. В отличие от других участников войны, регулирование сел. х-ва в Англии проводилось мерами экономического поощрения — гарантии минимальных цен, облегчения условий аренды и т. п.

Система регулирования с. — х. производства и распределения в других воюющих странах приближается к германскому типу.

Во Франции законом от 16/Х 1915 местным властям было предоставлено право реквизиции хлеба у сельских хозяев по твердым ценам значительно ниже рыночного уровня.

После целого периода постоянного пересмотра и повышения такс государство и здесь монополизировало заготовку и распределение хлеба. Организованное в конце 1917 министерство земледелия и продовольствия, кроме заготовок продуктов внутри страны и за границей, пыталось поднятьпроизводительность сел. х-ва. Но, поскольку государство не могло заинтересовать производителей поощрительной политикой цен и удовлетворить их спрос на промышленные изделия, оно было вынуждено ограничиваться мало действительными мерами административн. регулирования. В Германии идея централизованного руководства сел. хозяйством развилась даже в проекты принудительной разверстки посевной площади определенных культур на каждый двор.

Однако, практика государственного вмешательства натолкнулась на саботаж и пассивное сопротивление крестьянского и крупно-капиталистического землевладения. Не только утопические попытки планового регулирования раздробленного с. — х. производства, но и каждый шаг государства на рынке с. — х. товаров встречал упорное сопротивление. Патриотизм немецких юнкеров и их собратьев в других странах не мешал им при содействии местных властей утаивать запасы продовольствия от продразверстки, скармливать годный хлеб и картофель скоту, снабжать из-под полы городской спекулятивный рынок.

В России все госуд. мероприятия по. регулированию с. — х. рынка отличаются наряду с исключительным хаосом и бюрократичностью, стремлением царизма не затрагивать интересов своей опоры — помещичьего хозяйства. Система такс на продовольственные продукты, фактически предоставленная произволу местных властей от губернатора до уездного исправника, лишь фиксировала уже вздутые цены и при отсутствии единого плана приводила к спекулятивным перевозкам товаров из одного района в другой.

Указ от 17/111915, предоставивший командующим войсками право запрещать вывоз продовольствия из своей области, привел к раздроблению производящей и потребляющей полосы на мелкие клочки, лишенные нормального обмена хлебными продуктами.

Установленные наряду с местными таксами твердые цены на важнейшие предметы снабжения армии — хлеб и фураж — превратились в объект ожесточенной борьбы помещичьих и буржуазных клик. Несмотря на сопротивление промышленного капитала, дворянство добивалось непрерывных повышений твердых цен и фактически привело эту попытку упорядочить рынок к полному краху. Но и вводя в ноябре 1916 разверстку зерновых хлебов и фуража, самодержавие всячески ограждало интересы помещиков.

Разверстка, обязывавшая производителей сдавать хлеб и фураж по твердым ценам, имела в виду лишь снабжение армии. Потребности населения в разверстку не включались, и этим фактически узаконивались «вольные» цены наряду с твердыми. Несмотря на кажущийся радикальный характер этой меры, способ ее проведения обеспечивал возможность переложить всю тяжесть разверстки не на помещиков, а на крестьянство. Ибо разверстка между уездами и губерниями устанавливалась губернскими совещаниями по обороне и земскими управами, к-рые отнюдь не были склонны задевать интересы помещиков. Главный продовольственный комитет и полицейско-чинов-