Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/153

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ру наших союзников, для того, чтобы дать армии все необходимое и во время». Функции В. — п. к. впоследствии на съездах были определены более точно, в связи с более определенно выяснившимися задачами в области снабжения армии. На первом съезде военно-промышленных комитетов, наряду с обсуждением вопроса об «организации управления делами снабжения армии», обсуждался ряд общеэкономических вопросов: о снабжении промышленности топливом, металлами, рабочей силой и т. д.

Через короткое время после организации Центрального В. — п. к. вся Россия покрылась сетью областных и местных комитетов.

К весне 1916 их существовало уже 239, а позднее число их выросло еще больше. Опираясь на эту разветвленную сеть местных В. — п. к., буржуазия надеялась при помощи их провести мобилизацию промышленности, забрать в свои руки дело материального снабжения армии, оттеснить самодержавие с его бюрократическим аппаратом на второй план и стать фактическим правительством России, используя для этой цели создавшееся политическое положение в стране и затруднения, к-рые испытывало самодержавие в войне. Руководство В. — п. к. находилось в руках представителей российской крупной либеральной буржуазии, — главн. обр., тузов текстильной и сахарной промышленности, — до бивавше й ся поли тических уступок от царизма. Достаточно назвать такие имена, как Рябушинский, Гучков, Коновалов, Третьяков и Терещенко.

Представители тяжелой индустрии, связанной с иностранным капиталом, — Дитмар, Авдаков, — также принимали активное участие в организации В. — п. к., но они были оттеснены московскими промышленниками на вторые роли. Председателем Центрального В. — п. к. на первом же съезде был избран А. И. Гучков, а его товарищем и заместителем — Коновалов.

В. — п. к. не сыграли в деле мобилизации промышленности и снабжения армии серьезной роли, что объяснялось рядом причин.

Почти одновременно с В. — п. к. правительством было создано Особое совещание по снабжению армии, которое в августе 1915 было реорганизовано в Особое совещание по государствен, обороне с участием членов Гос. думы, промышленников и финансистов и представителей разного рода общественных организаций, в т. ч. и В. — п. к. Особое совещание и являлось главным органом, проводившим мобилизацию крупной промышленности. Кадет Шингарев в следующих словах охарактеризовал это совещание: «Это учреждение специальной военной диктатуры, к-рой подчинено все и вся». Кроме совещания по обороне, правительство организовало три других совещания, ведавших продовольствием страны, ж. — д. и водным транспортом и топливом. Т. о., с нек-рым опозданием, правительству удалось создать государственный аппарат контроля и регулирования важнейших отраслей хозяйственной жизни страны. Снабжение армии и удовлетворение потребностей тыла оказались целиком в руках правительства. Правда, со всеми этими задачами правительствосправлялось плохо. Правительственная политика регулирования носила весьма поверхностный характер, но, несмотря на это, В. — п. к. не удалось серьезно конкурировать с Особым совещанием. Комитеты превратились в придаток к особым совещаниям и занимались, главным образом, выполнением «отдельных поручений ведомств» (слова управляющего делами Центрального В. — п. к. Клопова). В области закупки сырья, металлов и технического оборудования размах деятельности Центрального В. — п. к. был ограничен опять-таки размером правительственных ассигнований, к-рых комитеты получили к концу 1916 в размере всего лишь 16 млн. руб. Поэтому функции и роль комитетов фактически не выходили за рамки «содействия» работе правительственных учреждений, т. е. тех же особых совещаний.

Противоречивое положение В. — п. к. заключалось в том, что, являясь организацией, созданной по инициативе крупного промышленного и банковского капитала, В. — п. к. фактически имели дело, главным образом, с мелкими и ремесленными предприятиями. Крупные предприятия во всех отраслях промышленности получали заказы непосредственно от государственных учреждений, помимо комитетов. В первый период деятельности комитетов правительство охотно шло им навстречу путем выдачи авансов и заказов. Комитеты не имели самостоятельной финансовой базы. Они жили за счет надбавок к правительственным заказам, проходившим через комитет. На 1 февр.

1916 Центральным В. — п. к. было роздано заказов на 230 млн. р. Кроме того, значительная часть заказов поступала непосредственно в областные и местные комитеты.

Петроградский областной комитет за целый год получил заказов на 16, 7 млн. р. Мелкие промышленные предприятия медленно приспосабливались к работе на оборону, заказы выполнялись неаккуратно. К 1 февр. 1916 комитеты сдали только 1% от полученной суммы заказов. За последующие 13 мес.

Центральный В. — п. к. получил заказов почти на 170 млн. р. и сдал на 136 млн. р. Общая сумма заказов Центральному В. — п. к. со времени его организации до Февральской революции достигает только 400 млн. руб., из к-рых ок. половины приходилось на интендантское снабжение.

С осени 1916 отношение правительства к В. — п. к. меняется. Правительство открыло кампанию бойкота комитетов: правительственные органы распределяют заказы непосредственно между отдельными предприятиями, работавшими на комитеты, и сокращают заказы Центральному и местным комитетам. Уже в сент. 1916 многие предприятия, работавшие на комитеты, были накануне закрытия. Причина конфликта между правительством и комитетами крылась в резкой критике правительственной политики со стороны буржуазии и В. — п. к. Борясь против В. — п. к., правительство разогнало съезд областных В. — п. к., прекратило выдачу комитетам новых заказов. Руководители В. — п. к. принуждены были поставить вопрос о демобилизации предприятий, работавших по комитетским заказам, дак как 10*