Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/154

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

«нужда армии в нек-рых предметах вполне насыщена, и в новых заказах нет больше никакого смысла». Эти слова являлись лишь отговоркой, т. к., по словам инж. Нальчикского, «предметов, к-рые могли бы быть переданы В. — п. к. для изготовления, имеется сколько угодно». По заказам В. — п. к. работало до 970 предприятий, с количеством рабочих до 40 т. ч. Из них большая часть  — до 700 мастерских с 14 т. прессов и 25 т. квалифицированных рабочих — стояла перед перспективой закрытия. На одном из съездов комитетов Рябушинский сказал, что как раз те предметы, — пушки, пулеметы и винтовки, — к-рые больше всего были необходимы для армии, комитеты не изготовляют. Поэтому правительству так легко удалось произвести нажим на комитеты. На 1917 комитеты остались почти совсем без заказов: так, механический отдел имел заказов только на 25—30 млн. р., другие же  — еще меньше. Накануне Февральской революции комитеты доживали свои последние дни.

Было бы неверно оценивать значение комитетов по цифрам тех заказов, к-рые они распределили. На третьем съезде комитетов уже после Февральской революции, Гучков подчеркивал, что «распределение заказов никогда не стояло на первом плане в работе комитетов». По мнению Гучкова, важнейшими вопросами работы комитетов были: организация промышленности, ее приспособление к условиям военного времени, к работе на оборону и «организация общественных сил». Военно-промышлен. комитеты должны были способствовать консолидации различных слоев буржуазии и буржуазно-технической интеллигенции. Последняя задача в значительной мере была выполнена, подобно тому как Земский и Городской союзы объединили по преимуществу представителей земской оппозиции, капиталистических помещиков, домовладельцев.

В. — п. к., принимавшие близкое участие в работе особых совещаний, оказывали несомненное влияние на направление всей правительственной политики, хотя задача овладения властью, которую ставили перед собою руководители В. — п. к., далеко не была осуществлена. Принимая участие в работе всех важнейших правительствен, органов, буржуазия была прекрасно осведомлена о всех слабых сторонах царизма. Всякий раз, когда поднимался какой-либо вопрос, близко затрагивающий экономические интересы буржуазии, В. — п. к. являлись передовой организацией, отстаивавшей ее интересы. Так было при обсуждении правительственной монополии на уголь, при выработке цен на хлеб, на топливо, при распределении заказов. В. — п. к. всеми силами противодействовали правительственным планам регулирования прибылей, реквизиции промышленных изделий, установлению твердых цен.

Именно благодаря влиянию В. — п. к., мероприятия власти в области регулирования хозяйства не шли дальше установления твердых цен. При помощи В. — п. к. буржуазия добилась отсрочек для рабочих, занятых в военных предприятиях, и права неограниченной эксплоатации труда женщин и детей, инородцев и пленных. Наиболее револю 296

ционные рабочие сдавались буржуазией в солдаты. — Проводя скрытую политику карательных мероприятий против рабочих, вожди военно-промышленных комитетов одновременно сделали попытку «европеизовать» и политически подчинить себе рабочее движение в России. Меньшевики-оборонцы, во главе с Гвоздевым, поддержали политику руководителей В. — п. к., направленную к организации рабочих групп при комитетах.

Для оборонцев-ликвидаторов это был способ «вползания в легальность» после того как с началом войны все легальные рабочие организации были уничтожены, путь к установлению прямого сотрудничества с буржуазией. Легальный большевистский журнал «Вопросы Страхования» еще в августе 1915 высказался против участия в В. — п. к.

Централън. орган партии большевиков заявил: «Мы против участия в В. — п. к., помогающих вести империалистскую, реакционную войну. Мы за использование выборной кампании — напр., за участие в первой стадии выборов только в агитационных целях» («Социал-Демократ», № 47, 13 окт. 1915).

Большевикам удалось, в связи с выборами в В. — п. к., провести широкую кампанию против меньшевиков-оборонцев.

Выборы от рабочих в военно-промышленные комитеты буржуазия и оборонцы сумели провести лишь с большим трудом.

Выборы состоялись далеко не во всех комитетах. Из общего числа 239 комитетов выборы производились только в 70. Рабочие же группы были созданы только при Центральном, 8 областных и 26 местных комитетах. Выборы в В. — п. к. неожиданно для буржуазии и оборонцев показали, что влияние большевиков на рабочие массы очень сильно, несмотря на то, что подпольные организации партии почти целиком были разгромлены еще в первый период войны. Кампания выборов вызвала заметное оживление в рядах рабочего класса и показала, что, благодаря работе большевиков, широкие рабочие массы остались чуждыми проповеди сотрудничества с буржуазией. Там, где «рабочие группы» были выбраны, они явились опорными пунктами соглашательской, нередко штрейкбрехерской политики оборонцев, выступивших против «забастовочной стихии» и требовавших введения примирительных камер и института старост. Эта политика оборонцев помогала большевикам разоблачать «патриотическую» деятельность «рабочих групп». Началась кампания за отзыв рабочих представителей из В. — п. к., но меньшевики  — оборонцы продолжали оставаться в комитетах. Разумеется, однако, что иллюзии, вызванные среди некоторой части рабочих участием представителей рабочих в Воен. — пром, комитетах, большевикам не сразу удалось рассеять. Для этого понадобилась еще длительная работа.

Царское правительство относилось крайне недоверчиво к существованию «рабочих групп», они казались опасными для самодержавия. Попытка Коновалова добиться легализации профсоюзов, чтобы, опираясь на реформистские элементы в них, бороться со «стихийным», иначе говоря — революционным, рабочим движением, кончилась