Страница:БСЭ-1 Том 14. Высшее - Гейлинкс (1929).pdf/276

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

дуктов, оттесняет вендские города от посреднической торговли. Это вызывает естественный протест со стороны вендских городов, но в полной мере соответствует интересам прусской группы. Другой пример: вендское и лифляндское купечество больше всех других групп заинтересовано в расширении ганзейских привилегий в Новгороде и больше всего поэтому склонно отстаивать их.

Другие города равнодушно относятся к этим привилегиям. С развитием экономической жизни и дифференциацией ее по областям, внутренние антагонизмы в пределах Г. возрастают. Так, в устьях трех больших рек, впадающих в Балтийское м., — Одера, Вислы и Зап. Двины, — образуются крупные торговые центры  — Штеттин, Данциг, Рига, каждый из к-рых впитывает в себя торговые продукты местностей, расположенных в бассейне соответствующей реки, и, присваивая себе т. н. складочное право (см.), отстраняет вендские города от непосредств. сношений с этими областями. Наряду с областным антагонизмом выплывает и социальный. В начале 15 в. в городах Любеке, Гамбурге, Висмаре, Ростоке вспыхивают цеховые революции. Ремесленный класс восстает против торгового патрициата и захватывает власть. Но в городах, вся экономическая жизнь к-рых покоится на дальней торговле, победа ремесленных цехов может носить лишь мимолетный характер. Патрициат вскоре восстанавливает свою власть. Яркая вспышка социальной розни заставляет, однако, правящие слои разных городов на время теснее сплотиться. Большой ганзейский статут 1418, наряду с мерами, направленными к монополизации торговли, к охране торговых путей и к борьбе с территориальными властями, враждебно настроенными по отношению к ганзейским городам, выдвигает еще и меры борьбы с революционными движениями внутри городов. Этот статут официально передает руководство ганзейской политикой Любеку и соседним с ним городам. Но уже во второй четверти 15 в. областная рознь внутри Г. настолько возрастает, что верховенство Любека начинает ощущаться многими ганзейскими городами как гнетущее насилие. В войне с Данией, к-рая велась в 20  — х и 30  — х гг. 15 века, вендские города пользовались поддержкой только небольшой группы померанских и группы нижне-саксойских городов. Вендские города разбогатели на этой войне, благодаря принудительному осуществлению торговой монополии, а на экономической жизни прусских и лифляндских городов она тяжело отразилась по той причине, что повлекла за собой сильнейшее сокращение вывоза ржи и лесных продуктов из области Г. В 60  — х гг. 15 в. вендские города вступают в многолетний конфликт с Кёльном, отказавшимся уплачивать взнос на содержание ганзейской конторы в Брюгге.

Между тем как Г. подтачивается внутренней рознью, торговые противники ее переживают процесс политического укрепления.

Голландия уже в 15 в. объединяется с другими нидерландскими провинциями под властью Бургундского дома и настолько усиливается, что заставляет Г. итти на уступки.

По отношению к Англии? раздираемой в15 в. Войной алой и белой розы, Г. оказалась еще в состоянии отстаивать свои торговые позиции. Но при Тюдорах (16 в.) соотношение сил и в этой области изменилoci к невыгоде Г. Жестокий удар Союзу нанесла правительство королевы Елизаветы. Сперва Англия повышает пошлины, взимавшиеся с ганзейских купцов, а затем, в 1589, захватывает путем каперства ганзейский флот, конфискует склад ганзейских товаров в Лондоне и лишает ганзейское купечество всех его торговых привилегий в Англии. Сверх того, уже в 15 в. у Г. появляются новые соперники в лице южно-германских городов, Нюрнберга, Ульма и др., проникающие на все рынки ганзейской торговли. Почти одновременно (в конце 15 в.) утрачивают самостоятельное значение два крайних складочных пункта, на которых покоился основной стержень ганзейской торговли — Брюгге и Новгород, покоренный Иоанном III. В 16 веке сильно сокращается и значение центрального пункта ганзейской системы — Любека. Товарное движение из Балтийского м. в Северное, совершавшееся до тех пор по маршруту Любек — Гамбург, теперь начинает направляться через Зунд. В торговых оборотах Антверпена, поднявшегося на смену Брюгге, Г. принимает еще заметное участие, но, с перемещением торгового центра в Амстердам (конец 16 в.), роль ее в торговле северн. морей совершенно падает. Тем менее могла она вступить как значительный фактор в новую отрасль торговой деятельности, порожденную открытием Америки и торгового пути в Ост-Индию и сосредоточенную вокруг сношений с Испанией и Португалией.

Уже в 16 в. города один за другим начинают отпадать от Союза. В начале 17 века он состоит уже не более, чем из 14 городов. Последний ганзейский съезд произошел в 1669.

Но формально Г. продолжала еще существовать. Последним обломком ее был союз трех «вольных» имперских городов — Любека, Гамбурга и Бремена. Он исчез с образованием единой Германии.

Лит.: Dаеnе 11 Е., Die Blutezeit der deutschen

Hanse, 2 Bande, B., 1906; Kiesselbach, Die wirtschaftliche Bedeutung der Hanse, 1905; Schafer D., Die deutsche Hanse, 2 Auflage, Bielefeld, 1914; Stein W., Beitrage zur Geschichte der deutschen Hanse, Giessen, 1900; Bachtold H., Der norddeutsche Handel im 12  — ten und beginnendem 13  — ten Jahrh., B., 1910; источники: «Hansisches Urkundenbuch», 11 Bande, Halle und Munchen, 1876—1916; «Hanserezesse», 8 Bande, 3 Abt., Lpz. und Munchen, 187o — i 91 з, и др. в. Стоклицкая-Терешкович.

ГАНЗЕЙСКИЕ ГОРОДА, см. Ганза, ГАНЗЕЙСКИЙ СОЮЗ ремесл, торговли

и промышленности (Hansabund fur Gewerbe, Handel und Industrie), основанная в 1909 в Берлине организация для защиты в парламентских учреждениях, органах местного самоуправления и т. п. политических интересов ремесленников, торговцев, средних и мелких промышленников. Г. с. возник в тот момент, когда герм. правительство опиралось на черно-голубой блок (т. е. буржуазные партии от консервативной до центра) и проводило мероприятия, соответствовавшие интересам аграриев и крупных промышленников, совершенно игнорируя интересы мелкой и средней буржуазии города. В момент ] своего образования Г, с. был весьма влия-