Страница:БСЭ-1 Том 15. Гейльброн - Германия (1929)-1.pdf/141

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

природные условия и человеческое общество и в системе географической науки не менее диалектически противопоставлены и переплетены в ряде сложных взаимодействий, чем в реальной действительности.

В системе страноведения наиболее актуальная, имеющая в наст, время обширную научную, популярную и учебную литературу, дисциплина — экономическаяГ. (Г. хозяйства) — не играет до сих пор скольконибудь заметной роли. В классификации Гетнера она является одной из многих частей антропогеографии как географической науки о человеке. В системе экономических наук она занимает место наряду с теоретической экономией и экономической историей как географическая наука о хозяйстве.

В более широкой системе наук социальных  — социологии, социальной истории и социальной географии (географической науки об обществе) — она должна занять свое место как часть последней дисциплины, в настоящее время еще почти не оформленной (см. Антропогеография и Экономическая география).

С начала 19 в. до наст, времени научная Г. строилась в значительной мере натуралистами, что, в известной степени, отразилось на недостаточной разработке вопросов антропогеографии. Материалистическое понимание истории, выдвигающее на первое место изучение социально  — экономических процессов, требует искания закономерностей не только в хронологической последовательности, но и в последовательности хорологической (в географических взаимодействиях явлений). Диалектика исторического процесса тесно переплетается с диалектикой географической. И если «географическая диалектика» звучит сейчас неологизмом (это слово употреблено недавно историком М. Н. Покровским), то может быть только потому, что методы социологические вообще и диалектического материализма в частности только теперь начинают затрагивать и Г. Эта географическая диалектика отчетливо выступает в оценке значения географических факторов при рассмотрении их в связи с эволюцией хозяйства и техники.

Океаны с развитием морского, в частности пароходного транспорта, из условия, разъединяющего страны, превратились в условие, экономически сближающее их. Прорытие Суэцкого и Панамского каналов разорвало материки, соединило океаны и произвело крупнейшие изменения не только в географических и экономических условиях международного транспорта и торговли, но и во всей мировой экономике и политике. Разработка недр, использование силы водопадов и топливных ресурсов торфяных болот не только меняют оценку географических условий того или иного ландшафта, но со временем меняют и самый ландшафт. Условия «обратимости» и «необратимости» географического ландшафта, приведенные выше Л. С.

Бергом, особенно интересны в отношении ландшафта культурного. Вырубленные леса, выработанные копи и прииски, истощенные залежи гуано, заброшенные каналы и системы искусственного орошения совершенно меняют географические условия значительных территорий. В перспективе можно предви 266

деть истощение каменноугольных и нефтяных запасов обширных, густо населенных промышленных районов. Все эти географические изменения требуют географического изучения и они связаны с возможностью географического прогноза.

Географическое изучение сложных взаимодействий социальных и природных условий хозяйства требует и применения методов социальных и экономических наук наряду с методами наук естественных. До сих пор социологическ. подход к страноведению обнаружили из видных географов только Э. Реклю и Л. Мечников. Э. Реклю, видный географ-натуралист, свое монументальное страноведение так и озаглавил «Земля и люди». В более историческом, чем географическом, труде «Человек и земля» он прямо определяет географию как «историю в пространстве», а историю как «географию во времени». Научной социологии еще предстоит большая работа в области географии, и в процессе этой работы, как можно предполагать, подвергнется значительным изменениям и система Г. и ее методы. В наст, время вопросами социальной Г. в значительной мере занимаются географы-экономисты. Но экономисты и социологи только тогда внесут свое слово в географическое изучение социально  — экономических явлений, когда овладеют методами географической науки, когда научатся понимать значение индивидуализирующей роли географических условий и географического положения и синтезирующую установку географических методов.

В. Каменецкий.

II. История развития географических знаний и географической науки.

Г. у первобытных народов. Географические знания в зародыше существовали уже в доисторические времена, как и теперь существуют у первобытных народов.

Тунгусы, чукчи, индейцы и другие народы умеют ориентироваться при длин, переходах, рисуют примитивные карты на коре, скалах, дереве и песке, дают описания стран и объясняют происхождение различных географических явлений в своих сказаниях и легендах. Потребность в географических познаниях по необходимости вытекает из охотничьих и военных предприятий, переселений и торговли по сухопутным, речным и морским путям; по мере роста культуры и развития государственности потребности эти становятся все более разнообразными, а самые знания все более точными и систематическими.

Г. в древности. Дальний Восток задолго до христианской эры был обследован, описан и изображен на карте практическими географами Китая. Первые карты 9 провинций были нарисованы (на вазах), по преданию, еще за 3 тысячи лет до хр. эры. За тысячу лет до хр. эры в Китае уже существовало собое учреждение для топографических съемок. К периоду от 2  — го века до хр. эры вплоть до конца 1  — го века хр. эры относятся экспедиции на запад, проникшие до берегов Каспия. В отличие от переднеазиатских путешественников, путешественники китайские сами описывали свои путешествия.