Страница:БСЭ-1 Том 15. Гейльброн - Германия (1929)-2.pdf/27

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

столько своим стратегическим талантам, сколько своей энергии, силе воли и созданной его железной рукой дисциплине, принудили австрийские войска очистить венгерскую территорию. Провозглашение независимости Венгрии Кошутом 14 апреля 1849 (лишение династии Габсбургов венгерского престола) Гергей осудил самым решительным образом, так как этот акт отрезывал путь к соглашению, которого Г. надеялся добиться в качестве победоносного полководца. Тем не менее, Г. опасался открыто высказать свою точку зрения или прямо потребовать отставки. Даже, наоборот, внешне он солидаризировался с политикой Кошута, принял назначение на должность военного министра и сохранил за собой верховное командование; но втайне он попрежнему стремился — в согласии с правыми фракциями венгерского парламента и близкими к Г. династически настроенными офицерами  — дискредитировать Кошута и радикальную партию и пытался сделать недействительным акт о провозглашении независимости, с тем, чтобы в благоприятный момент добиться компромисса с династией на основе мартовских законов 1848. После своих крупных побед Г. должен был бы немедленно начать энергичное преследование неприятеля; вместо этого, он предпринял, стратегически в тот момент совершенно бесплодный, штурм Офена, где австрийцы оставили свой гарнизон.

Этот поступок Г. был, по мнению Энгельса, величайшей из ошибок, совершенных за время венгерской революционной войны, — одной из тех ошибок, к-рые могут быть приравнены к измене: быстрым личным триумфом Г. рассчитывал приобрести такую популярность, которая обеспечила бы ему и династически настроенным элементам превосходство над Кошутом и радикалами. Однако, этот мнимый успех — взятие Офена — стоил Г. трехнедельной осады (3—21 мая 1849), а за это время неприятель оправился и вновь собрал свои силы. Через шесть недель, в течение к-рых колонны Паскевича вливались в Венгрию с С.-В., Г. вынужден был отступить к Гросвардейну и Араду под натиском австрийских войск, находившихся под командою Гайнау, и в дальнейшем единственной целью Г. стало: добиться «добровольной» капитуляции венгерской армии, сохранив ее «в полном боевом порядке». После поражения Бёма при Темешваре (9 авг. 1849) Г. потребовал от Кошута безусловной передачи ему диктаторских полномочий; его требование было выполнено 11 августа. Через 2 дня после этого Г. со своим войском, численностью в 23 т. ч., капитулировал перед рус. армией в Вилагоше. В то время как его генералы были выданы Гайнау и казнены, Г. был по ходатайству Николая I помилован и интернирован в Клагенфурте. Обвиненный в измене, он написал в опровержение этого обвинения двухтомную работу: «Mein Leben und Wirken in Ungarn in den Jahren 1848/49» (Leipzig, 1852). После так наз. соглашения (Ausgleich) между Австрией и Венгрией в 1867 Г. вернулся в Венгрию, где, м. пр., полемизировал при поддержке монархически настроенных либералов против обвинений, выдвинутых Кошутом. В конце 19 в. Г. считалб. с. э. т. XVся в буржуазных кругах уже вполне «реабилитированным», да и демократы и даже c. — д., в противовес культу Кошута, нередко прикрывавшему всякого рода ретроградные тенденции, стали относиться к Г. с известной симпатией.

Э. Цобелъ.

ГЕРГЕШЕЙМЕР (Hergesheimer), Джозеф (неправ, транскрипция в русских переводах Гершсгеймер, Д.) (род. 1880), североамериканский писатель, эпигон школы «мягкого реализма», созданной мелкобуржуазными писателями из консервативного лагеря — Гоуелсом и Джемсом. Г. посвятил прошлому Америки романы: «Три черных пенни» («The Three Black Pennies», 1917) и«Белисенд» («Balisand», 1924). Романом «Горная кровь» («Mountain Blood») Г. открыл цикл своих экзотических романов («Золото и железо»  — «Gold and Iron», 1918, «Сан Кристоваль де ла Авана»  — «San Cristobal de la Habana», 1920, и др.). Г. обнаруживает творческое бессилие в изображении действительности, природы и психики, достигая лишь иногда внешнего эффекта в описании экзотических вещей («Явайский пик»  — «Java Head», 1919). Г. написаны также пьеса «Счастливый конец» («The Happy End», 1919), книга очерков «Спокойные города», 1927. Почти все романы Г. переведены на рус. яз. (первый — в 1925).

Лит.: Синклер Э., Деньги пишут, с предисл.

С. Динамова, Москва — Ленинград, 1928.

ГЕРД, Александр Яковлевич (1841—88),

педагог-натуралист, сын Якова Герда (см.).

Род. в Петербурге, где окончил ун-т в 1863.

Преподавал естествознание в начальной и средней школе. С 1866 работал в прогрессивном педагогическом журнале «Учитель» и состоял . его негласным фактическим редактором. С 1871 Г. стал директором колонии малолетних преступников и с выдающимся успехом проработал в ней до конца 1874. Большой известностью пользовались публичные лекции Г. в Соляном городке на темы: «Силы природы», «О небесных телах» и другие. С 1880 Герд работал по организации городских школ Петербурга, войдя в тесное общение с городским учительством как инструктор и консультант.

В своих педагогических сочинениях Г. отстаивает самодеятельность ребенка и требует построения курса естествознания на самостоятельном опыте и наблюдении детей, при посредстве практических занятий и экскурсий. Главной целью преподавания в средней школе Герд ставил привитие учащимся эволюционного мировоззрения, подчицяя этому требованию распределение учебного материала. Наиболее тщательно Г. проработал методику преподавания неживой природы.

По своим педагогическим воззрениям Г. значительно опередил свое время, и его взгляды стали проводиться в жизнь лишь через несколько десятилетий после его смерти.