Страница:БСЭ-1 Том 16. Германия - ГИМН (1929).pdf/156

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

борьба трех направлений, которые особенно ярко оформились примерно с 1910:1) оппортунисты (Бернштейн, Давид, Франк, Фольмар, Легин, Эльм, Зюдекум и Квессель), 2) центристы (Бебель, Каутский и Гаазе), 3) ортодоксальные марксисты (Франц Меринг, Роза Люксембург, К. Цеткин, К. Либкнехт и другие); или применительно к вопросам международной политики: а) социалимпериалисты, б) социал-пацифисты и в) интернационалисты .

Три направления — вместо двух — начали складываться в германской с. — д-тии примерно с 1905—06. На Маннгеймском партейтаге (1906) этот процесс обозначился уже явственно. Вся международная и внутренняя обстановка (революция и контр-революция в России, обострение противоречий, в связи с ростом империализма), как и все внутрипартийное положение (численный рост партии, рост оппортунистических влияний, колебания Бебеля в сторону оппортунистов), неизбежно должны были привести к перегруппировке сил внутри германск. с. — д-тии.

Левое крыло сначала возглавлялось очень влиятельным в партии штабом. Во главе левых в 1906—08 стоят Каутский, Роза Люксембург, Меринг, Парвус, Вурм, Штатгаген, Дитман, Цеткин, Ленч, Генке, Карл Либкнехт. Книфф, Пик, Паннекук, Карский (Мархлевский), Вестмайер и ряд др. видных работников. В руках левых в это время находились такие органы печати, как «Лейпцигер Фольксцейтунг» (редакторы Меринг, Ленч), теоретический орган партии «Нейе Цейт» и орган женщин-работниц «Равенство». Левое крыло имело сильную базу в Лейпцигской организации, в Рурском бассейне, в Бремене, Хемнице, Штуттгарте, в организации молодежи (где было сильно влияние Карла Либкнехта), в партийной школе (где руководящая роль принадлежала Розе Люксембург).

Эта левая пыталась  — и сначала не без успеха  — отстаивать революционно-марксистскую точку зрения в таких кардинальных вопросах, как массовая стачка, взаимоотношения партии и профсоюзов, борьба против империализма (о наступательной и оборонительной войне  — в Эссене), борьба против ревизионизма в герм. и международном масштабах, организация молодежи, антимилитаристская агитация и т. д. Но вскоре выяснилось, что сама эта левая на деле представляла собою весьма разнородное объединение. К 1910 от левой уходят на сторону центра Каутский и его группа. Но и после ухода каутскианцев левая недостаточно однородна и сама вскоре распадается на две группы. Во главе одной из них стоит Роза Люксембург, во главе другой — Паннекук  — Радек. А главное: ни та, ни другая группа левых не являются законченно-большевистскими группами, ни та, ни другая группа не сумели занять вполне большевистской позиции в вопросах русской революции; и та и другая группы отдают дань ошибкам люксембургианства: ошибки в вопросе о крестьянстве, в национальном вопросе, в вопросе о стихийности и сознательности, в вопросе о расколе германской соц. — д-тии и в ряде других вопросов. К началу империалистской войны от левых уходит ряд сторонни 310

ков  — одни прямо к социал-империалистам (Ленч и К0), другие — к центристам (Дитман, Генке и т. д.).

Левая в германской с. — д-тии не сумела ни настолько сорганизоваться, чтобы завоевать большинство в партии, ни настолько, чтобы во-время осуществить раскол с предателями рабочего дела. Для этого германской левой нехватало собственной теоретической ясности и решимости итти до конца. Тем не менее, левая  — «лево-радикалы», как называла себя впоследствии эта левая, — сыграла громадную роль в герм. рабочем движении. Ее борьба с каутскианством еще до войны имела большое значение. Ее апелляция — пусть недостаточно решительная — к рабочим «низам» партии против ревизионистов и центристов, в особенности против профсоюзных чиновников, сыграла крупную роль. Ее проповедь открытых массовых выступлений рабочих, ее настойчивая и талантливая критика парламентского кретинизма с. — д. фракции рейхстага нашла отклик в рабочих массах. Ее воинствующая позиция против «отцов» партии, все больше скатывавшихся в болото центризма, запала в сердца рабочих.

Ее кропотливая организационная и просветительная работа по созданию первых кадров борцов против центризма не пропала даром. Работа лево-радикалов вошла крупным слагаемым в ту сумму факторов, которые подготовили впоследствии рождение коммунистической партии в Германии. Карл Либкнехт и Роза Люксембург были виднейшими из ее основателей.

Германская с. — д-тия во время войны и революции. Герм. оппортунисты были близки к полной победе внутри партии уже и до войны; но война привела к этой победе полностью и закрепила ее.

То, что накоплялось в течение всего мирного периода 2 Интернационала, то, что исподволь назревало и особенно быстро зрело в последнее десятилетие перед войной, теперь прорвалось наружу. Оппортунизм выступил как социал-шовинизм.

На Базельском международном социалистическом конгрессе — на последнем конгрессе 2 Интернационала перед войной — герм. с. — д-тия попрежнему занимала еще доминирующее место. Базельский конгресс, весь специально посвященный вопросу о войне, угрожал мировой буржуазии неизбежной революцией, если только империалисты решатся начать войну. «Грознее» всех выступали представители герм. соц. — д-тии — Гаазе и друг. Но социал-патриоты, повидимому, хорошо знали цену «грозным» резолюциям Базельского конгресса. Наиболее откровенные из них вышучивали эти резолюции еще до начала войны. Для «народа» £ трибуны до хрипоты кричали об опасности войны, про себя же считали, что эта опасность не так велика. А те «реальные» политики социалшовинизма, кто ясно видел, что война неизбежно грянет в ближайшем будущем, — цинично готовились поддержать войну, заранее уверенные в том, что их «товарищи» из другой группы империалистских держав непременно сделают то же самое.

Почти месяц протек после сараевского убийства до того, как разгорелась по-настоя-