Страница:БСЭ-1 Том 16. Германия - ГИМН (1929).pdf/24

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

1882 длина государствен, железнодорожной сети возросла здесь с 6.190 км до 15.305 км.

Закон против социалистов. Почти одновременно с переходом к протекционизму наступил конец и эре политического либерализма. К этому времени в политической жизни Г. все более заметную роль стала играть новая сила — рабочий класс и его авангард, с. — д. партия. В первом имперском рейхстаге имелось всего два с. — д., за которых было подано 124 тыс. голосов; на выборах 1874 с. — д. получили 9 мандатов и 351.952 голоса, на выборах 1877—12 мест и 493.447 голосов. Успехи с. — д-тии внушали серьезные опасения господствующим классам, способствуя их сближению на почве борьбы с общим врагом. Уже в 1873 правительство внесло в законопроект о печати особую статью, предусматривавшую кары за нападки на основы буржуазного общества (семью, собственность, всеобщую воинскую повинность), но отклоненную тогда рейхстагом. Та же участь постигла и новеллу к уголовному кодексу, предусматривавшую наказание тюрьмой за возбуждение одних классов населения против других (1875). В 1876 усилились судебные преследования против c. — д., руководимые прокурором Тессендорфом (см.). В 1875 состоялось судебное решение о предварительном закрытии Всеобщего германского рабочего союза. Начались гонения и на берлинскую организацию эйзенахцев, собрания к-рых систематически распускались властями. После Готского партейтага, создавшего единую Социалистическую рабочую партию, в Пруссии были распущены все с. — д. организации. В конце 70  — х гг., когда правительство готово было порвать с национал-либералами и ориентироваться на консерваторов и Центр, Бисмарк решил нанести соц. — д-тии более серьезный удар. Воспользовавшись бутафорским покушением на императора, совершенным исключенным из с. — д. партии жестяником Геделем (11/V 1878), канцлер внес в рейхстаг законопроект, предоставлявший полиции неограничен, право закрывать социалистические газеты, распускать собрания и запрещать союзы. Однако, законопроект был отклонен огромным большинством: не только недавно переживший культуркампф Центр и прогрессисты, но и национал-либералы еще не были расположены давать в руки администрации столь широкие полномочия, к-рые могли быть использованы и против либеральной оппозиции. Выстрел Нобилинга (не имевшего уже никакого отношения к с. — д. партии), тяжело ранившего императора (2/VI 1878), дал, наконец, Бисмарку удобный предлог для роспуска рейхстага.

Теперь страна должна была «спасать отечество» и дать реакционное большинство для расправы с с. — д-тией и осуществления новой экономической политики. В правительственной и буржуазной прессе началась бешеная травля с. — д-тии, которую теперь не называли иначе, как «партией убийц, разрушителей, отнимающих у народа веру в бога, готовых лишить народ его короля, семьи, брака, собственности». Домовладельцы и рестораторы объявили бойкот с. — д. организациям. Предприниматели не хотели больше терпеть рабочих с. — д. у себя в мастерских. В судах на 46

чались процессы с. — д. по обвинению в оскорблении величества. Во время избирательной кампании правительство не брезгало никакими средствами — от субсидирования прес. сы из «фонда рептилий» до прямого административного нажима, стараясь дискредитировать в глазах избирателей не только c. — д., но и либералов. В результате новых выборов число национал  — либералов сократилось на 29, а с. — д. — на 3 (с 12 до 9), число же с. — д. голосов  — на 56 тысяч. Зато представительство обеих консервативных партий возросло с 78 до 116 мест. В новом рейхстаге правительственный законопроект встретил горячую поддержку со стороны консерваторов; нек-рые из них считали его недостаточным и требовали изменения избирательного закона. Национал-либералы отказались от своего отрицательного отношения к законопроекту, но старались соблюсти нек-рую видимость оппозиции, внося смягчающие закон поправки, к-рые на практике не имели никакого значения. Против законопроекта высказались лево-либералы и Центр, к-рый был еще под свежим впечатлением репрессий против католической церкви в годы культуркампфа. Бебель охарактеризовал проект как попытку поставить соц. — д-тию вне закона и спровоцировать ее на революционное выступление. «Мы все же будем существовать, — воскликнул он, — пока не будет устранен существующий строй!». Закон против социалистов был принят большинством 221 против 149 (19/Х 1878). Он воспрещал всякого рода союзы, сообщества, органы печати и сборы пожертвований, связанные с социалистической пропагандой, если последняя ведется в формах, угрожающих общественному спокойствию и, в особенности, мирному сожительству различных классов. Властям предоставлялось право вводить малое осадное положение, с объявлением к-рого полиция получала особые полномочия по запрещению собраний и высылке неблагонадежных элементов, лишению их права иметь типографии, содержать трактиры, которыми с. — д. пользовались как помещениями для собраний, и т. п. Немедленно по издании закона все рабочие организации были отданы на произвол полиции. С. — д. газеты и рабочие союзы были закрыты, в Берлине было введено малое осадное положение, начались массовые высылки наиболее видных членов с. — д. партии, к-рая вынуждена была распустить свои организации и уйти в подполье.

Уже к концу года на основании закона было распущено 189 ферейнов, запрещено 58 периодических и 200 непериодических изданий. Из Берлина было выслано 67 наиболее активных членов партии. В мае 1880 закон был продлен (до 1884).

Ликвидация культуркампф а.

Социальные реформы Бисмарка.

В связи с проведением закона о социалистах и финансовой реформы, произошел разрыв Бисмарка с либералами и его тесное сближение с консерваторами и Центром.

Попытки Бисмарка провести финансовую реформу с помощью национал-либералов (апрель 1877 и начало 1878), которым в виде компенсации обещали включить лишь нескольких их лидеров в прусский кабинет,