Страница:БСЭ-1 Том 20. Гурьевка - Дейки (1930).pdf/14

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

церкви, к-рая рисовалась Г. в духе идеалов евангельской бедности. Влияние Уиклифа на конкретное содержание проповеди Г. сказалось в ряде существенных пунктов (признание непогрешимости авторитета только за священным писанием, отказ признавать папу посредником между богом и людьми, требование нравственного перевоспитания духовенства и конфискации дурно используемых церковных имуществ), хотя Г., в отличие от Уиклифа, отнюдь не отвергал всех догматов римско-католической церкви. Только после того, как согласно папскому требованию пражский архиепископ отлучил Г. от церкви (1410) именно за проповедь учения Уиклифа, Г. стал открыто нападать на покупки прощения грехов (папские индульгенции), называл богохульством учение, о непогрешимости папы и даже вместе со своими единомышленниками объявил, что папа  — антихрист. Хотя Г. в качестве реформатора чешской церкви выражал чаяния и надежды широких слоев городских ремесленников и чешского, крестьянства, но вместо организации их для борьбы за церковную реформу и национальное самоопределение он стремился гл. обр. использовать заинтересованность чешской знати в секуляризации церковных имуществ и привлечь ее на свою сторону. Такая политика Г. не замедлила отразиться плачевно как на его личной судьбе, так в конечном счете и на судьбе всего движения, связанного с его именем. В качестве активного противника Г., наряду с реакционной профессурой, высшим, а также приходским духовенством, выступило немецкое большинство городского совета Праги. Король Венцель, не выдававший Г. его врагам после его отлучения, предложил теперь Г. покинуть Прагу (в конце 1412), но вскоре затем произвел реформу пражского городского совета, сломившую преобладание в нем немцев.

Под покровительством своих могущественных друзей из феодалов Г. довольно свободно продолжал заниматься проповеднической деятельностью, нередко под открытым небом. Досуг изгнания позволил Г. полнее развернуть свою литературную деятельность: он тщательно исправил чешский перевод Библии, много трудился над выработкой литературного чешского языка и правописания, а затем написал свой «Трактат о церкви», в котором изложил свои уиклифитские взгляды на основы веры и церкви.

В окт. 1414 Г. по приглашению императора Сигизмунда, брата Венцеля, отправился в Констанц на церковный собор, созванный для реформации церкви и в первую очередь для восстановления единства в церкви, поколебленного1 «великим расколом» папства (с 1378). Г. поехал на собор с целью доказать правоверие как свое, так и своих единомышленников, полагаясь на поддержку сво 26

их многочисленных друзей из чешской знати и на охранную грамоту, выданную Сигизмундом. Ни то ни другое не помешало врагам* Г. (из Пражского ун-та и из римскокатолического приходского духовенства Чехии) добиться его ареста, меньше чем через месяц по прибытии его в Констанц. Дело Г. стало разбираться (в июне 1415) после того, как собор проклял память Уиклифа и осудил его учение как ересь. Г. допрашивали как обвиняемого в тяжком преступлении, не давали ему свободно говорить, требовали безусловного подчинения авторитету собора и отречения от всех его уиклифитских взглядов. Г. же требовал доказательств, что его взгляды противоречат священному писанию. Получился трагический конфликт, выход из к-рого определялся лишь реальным соотношением сил сторонников и противников Г., к-рое в момент соборного суда над Г. сложилось не в его пользу, и в качестве нераскаянного еретика он был сожжен на костре.

Лит. см. в ст. Гуситы.

М. Бердоносов.

ГУСАКОВСКИЙ, Аполлон Сильвестрович (1841—75), композитор; по образованию естественник. Музыкальное дарование его развивалось под руководством М. А. Балакирева. Многие композиции Г. остались незаконченными, а его талантливые наброски иногда даже не записывались. Г. принадлежат: несколько scherzo для фортепиано, симфоническое allegro (Es-dur), отрывки из музыки к «Фаусту», сонатное allegro и др.

По определению Н. А. Римского-Корсакова «это была прекрасная музыка бетховенско-шумановского стиля».

Лит.: КюиЦ., А. С. Гу ваковский (некролог), «С. — Петербургские ведомости», 1875, № 69; Стасов В., ст. в III т. Собр. соч., стр. 749, СПБ, 1894.

ГУСАРЫ (от мадьярских слов husz — двадцать и аг  — подать), вид легкой конницы, впервые появившейся в Венгрии в 15 в. Г. были конным ополчением, в состав которого назначалось по одному всаднику от каждых 20 дворов. Перейдя в Польшу под названием «huzary» (husarre), гусары при короле Стефане Батории (конец 16 в.) сделались дворянской конницей. Каждый Г. имел при себе по 4 человека вооруженной свиты, так что 20 гусаров со своей свитой составляли сотню. В связи с таким социальным изменением состава польские Г. обратились в тяжелую конницу; они носили латы с громадными крыльями, прикрепленными к наплечникам для пугания неприятельских лошадей. Конные атаки польской «гусарии» часто решали исход сражений начала 17 века (Кирхольм — против шведов в 1605. Клушино — против русских в 1610). Первый регулярный гусарский легкий полк был образован только в 1688 в австрийской армии, после чего Г. как вид легкой конницы были заимствованы др. государствами. Особенно прославились в Семилетнюю войну прусские Г. под командой Цитена и Цейдлица; Фридрих П сформировал отдельный гусарский корпус из 10 полков. В России Г. появились с 1650 в виде «копейных или гусарских шквадронов» при стрелецких подках. В царской армиц, было 20 гусарских полков, в том числе 2 гвардейских. В современной франц. кавалерии по закону 1928 общее название