Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/298

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

екая педагогика борется с наказаниями, стремясь организовать детей в детские коллективы, активно реагирующие на то или другое нарушение школьной трудовой дисциплины, на тот или иной проступок против коммунистической морали. Это не означает уменьшения роли педагога в борьбе с отклонениями от нормы в поведении учащихся; его роль здесь очень велика, но она качественно иная, чем в буржуазной школе: советский учитель никогда не выступает перед учащимися в качестве карающей власти. Однако на учителе советской школы лежит главная ответственность за поведение детей в школе. Попытки организовать «детские суды» с перенесением на них ответственности за Д. ш. были отвергнуты советской педагогикой, т. к. это означало во многих случаях проведение той же принудительной дисциплины, но только руками детей.

Четкие и конкретные директивы к укреплению и организации Д. ш. даны в постановлениях ЦК ВКП(б) от 5/IX 1931 и 25/VIII 1932.

Вменяя «в обязанность заведующим школами и педагогам повести настойчивую воспитательную работу, борясь с нарушающими порядок в школе проступками учащихся, привлекая к этому делу общественные организации, родителей, комсомольские и пионерские организации», ЦК ВКП(б) решительно отвергает оставшиеся еще пережитки «левых загибов» в школьной политике (свободное расписание, коллективный учет и т. п.) и устанавливает необходимость твердого расписания, четкой организации всего хода учебных занятий, повышения ответственности каждого учащегося путем введения в школьную практику текущего индивидуального систематически проводимого учета знаний учащихся и проверочных испытаний в конце каждого года. Как крайнюю меру постановление ЦК ВКП(б) допускает исключение из школы.

Большое значение в деле установления школьной трудовой дисциплины имеет и та семейная среда, в к-рой живет учащийся. Поэтому теснейший контакт с родителями, выяснение всех условий жизни в семье, а также всех других внешкольных влияний является первоочередной задачей воспитателя. На обязанности воспитателя находится также тщательный учет всех особенностей психо-физиологиче'ского развития учащегося, т. к. многие отклонения от нормы в его поведении могут найти свое объяснение в тех или иных моментах его биологического развития. Исходя из общих задач советской школы, учитывая и изучая биологические «лимиты» (см. Воспитание, Детство), советская педагогика стремится рационализировать работу школьника, что должно явиться основой Д. ш.

Таким образом советская педагогика разрешает проблему школьной трудовой дисциплины путем умелого руководства учащимися со стороны учителя и рационализации работы школы, путем вовлечения учащихся в социалистическое соревнование, в общественно полезный труд, путем развития школьного самоуправления и детского ком. движения, при условии правильной организации работы пионеротряда, ячейки ВЛКСМ в борьбе за качество учебы, а в средних и высших школах — профсоюзных и партийных организаций. См. Единая школа, Школьный режим.

А. П.

принадлежит органам или должностным лицам, которые ДИСЦИПЛИНАРНАЯ

ВЛАСТЬ,имеют право без суда налагать на подчиненных им лиц взыскания за маловажные проступки и нарушения по службе, не являющиеся уголовно-наказуемыми деяниями. На проступки неслужебные Д. в. не распространяется.

По действующему закону от 13/Х 1929 «Об основах дисциплинарного законодательства Союза ССР и союзных республик» (С. 3., 1929, №71, стр. 670) взыскания в порядке подчиненности могут налагаться лицом или органом, от к-рого зависит назначение данного лица на должность, или вышестоящими лицами или органами. При этом на лиц, служащих по выборам, могут в таком порядке налагаться» все взыскания кроме увольнения: они могут быть сняты . или отозваны лишь по постановлениям органов, к-рыми они избраны. Очень детально разграничена Д. в. воинских начальников по Дисциплинарному уставу Красной армии. Такое же разграничение отличает и Дисциплинарный устав Рабоче-крестьянской милиции (см. Дисциплинарные взыскания и Дисциплинарная ответственность).

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, наказуемость должностных лиц — путем наложения т. н. дисциплинарного взыскани я со стороны администрации предприятия или учреждения  — за служебные проступки, к-рые по своему характеру или малозначимости не могут расцениваться как преступления и не влекут судебного преследования. К области Д. о. относятся все проступки, не подпадающие под действие Уголовного кодекса и являющиеся нарушениями правил внутреннего распорядка на предприятиях и в учреждениях. Д. о. противополагается судебной ответственности, т. е. ответственности перед общими судами в уголовном порядке. Д. о. — один из методов укрепления аппарата в процессе постоянного оперативного и организационного руководства им. Д. о. существует и в буржуазных государствах (в смягченной форме в Англии), но в них она имеет и другое значение — особой формы ограждения должностных лиц от ответственности судебной, от предания суду за должностные преступления. Эта «гарантийная» сторона Д. о. в буржуазных государствах играет существенную роль и сплошь да рядом выступает на передний план, получая свое оформление в институте «административной гарантии» и «административной преюдиции». Административная гарантия, существовавшая в дореволюционной России и во Франции до 1870, заключается в том, что должностное лицо может быть предано суду лишь с санкции его начальства. Административная преюдиция — по существу то же самое, но в усложненном и утонченном виде — предварительное рассмотрение в особом «административном суде» вопроса о том, подлежит ли должностное лицо ответственности в судебном или в дисциплинарном порядке (во Франции). Реально Д. о. в буржуазных государствах означает, что руководящие правительственные круги буржуазии, с одной стороны, получают возможность подавлять в своем адм. аппарате все проявления недовольства, проникающего в среду низших служащих, а, с другой — ограждать «преданных» слуг от судебной ответственности за различные злоупотребления и превышение власти. В том и другом случае Д. о. в буржуазных государствах всегда является одной из скреп того барьера, к-рый отделяет чиновничий аппарат от всей массы населения.