Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-2.pdf/54

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

необходимым издание декрета о потребительских коммунах, обеспечив в органах управления преобладание большевиков. С нэпом кооперация вновь перешла на добровольное членство (см. Единое потребительское общество, Кооперация).

ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА. Победа Октябрьской революции выдвинула на очередь вопрос о регулировании зарплаты. Капиталистическая практика регулирования зарплаты спросом и предложением была принципиально неприменима в условиях диктатуры пролетариата. Принцип, положенный в основу первой тарифной сетки, — устранение существовавшего при старом порядке разрыва между оплатой умственного и физического труда. Первая тарифная сетка (апрель 1918) делила всех трудящихся на 5 групп с установлением 15 категорий в каждой группе, с крайним соотношением между категориями 1: 2, 1. В январе 1919 Всероссийский съезд профсоюзов сократил число групп до4, число категорий до 12, установив крайнее соотношение зарплаты категорий 1 : 1, 75. В разгар гражданской войны встала необходимость натурализации заработной платы, в результате денежная часть все сокращалась. Нэп, необходимость восстановления промышленности внесли радикальные изменения в тарифную систему. Нужно было построить так сетки, чтобы они материально стимулировали рабочих повышать свою квалификацию. В соответствии с этим в 1922 устанавливается единая 17  — разрядная сетка, охватившая всех рабочих и служащих и установившая отношение зарплаты крайних категорий как 1:8.

Е. т. с. способствовала привлечению квалифицированных рабочих на производство и создала условия для повышения производительности труда. Одновременно с ней был разработан квалификационный справочник, устранявший возможность произвольной тарификации. Но вскоре 17  — разрядная сетка изжила себя. К концу восстановительного периода, начиная с 1926, имели место постоянные нарушения Е. т. сетки. Соотношение в оплате рабочих простого и квалифицированного труда сложилось не в пользу квалифицированных рабочих. Для высоко квалифицированных рабочих оплата была мала. В результате явилась необходимость создания самостоятельных тарифных сеток по отраслям пром-сти. Т. о. вместо Е. т. с. созданы отраслевые сетки по группам — рабочих, ИТР, учеников и служащих. В основу новых сеток было положено: 1) сближение в оплате рабочих простого и квалифицированного труда и 2) упразднение различного рода наслоений на тарифные ставки.

Основным недостатком новой реформы было то, что она сближала оплату труда квалифицированного с неквалифицированным и что она была по самому существу направлена на сокращение поощрительных систем оплаты. Реконструктивный период строительства социализма показал всю несостоятельность новой реформы. После исторического выступления тов. Сталина существующие сетки разбиты и вместо них установлены новые, создающие материальный стимул к повышению квалификации рабочих и к повышению производительности труда (см. Заработная плата, Сдельщина).ЕДИНАЯ ШКОЛА, школа, фактически (а не только юридически) доступная для всего населения, представляет собой последовательную, органически связанную систему образования от детского сада до высшей школы. Программа ВКП(б) с понятием Е. ш. неразрывно связывает единство принципов, целей и содержания работы Е. ш. как орудия «полного-уничтожения деления общества на классы», орудия «коммунистического перерождения общества». История вопроса о Е. ш. приводит к тому основному выводу, что данная проблема есть прежде всего проблема классовая, политическая. Вместе с тем история показывает, что проблема Е. ш. может быть разрешена целиком и полностью, без компромиссов, только в условиях господства рабочего класса. Идея Е. ш. начинает фигурировать с того момента, когда на исторической арене появляются два класса-антипода: буржуазия и пролетариат.

В области школьной политики и системы буржуазия,, на всем протяжении своей истории, занимала и занимает противоречивую позицию, объясняемую ее специфическими классовыми интересами. С одной стороны, природа и интересы крупной пром-сти, революционная сторона крупного производства, обусловливающего необходимость «всесторонней подвижности», «универсальности» (Маркс) рабочего, требуют широкой постановки дела образования трудящихся масс.

Однако буржуазия ни в какой мере не заинтересована в реализации того подлинного воспитания и образования, сущность которого глубоко вскрыта в педагогических высказываниях Маркса — Ленина (подготовка всесторонне-развитого человека). Т. о. практическое решение проблемы Е. ш. как проблемы глубоко принципиальной не в интересах буржуазии. Отсюда широкая подготовка детей капиталистов (будущих командиров капиталистического хозяйства) и их ближайших помощников и крайне урезанное, узкое образование для детей трудящихся. Классовая природа вопроса о Е. ш. особенно выпукло проявляет себя в эпохи крупных общественных сдвигов, в эпохи революций, когда вопросы Е. ш. отчетливо обнажают классовые интересы эксплоатируемых и эксплоататоров.

В разные периоды развития капитализма по-разному разрешался (вернее, откладывался) этот вопрос. Уже на первых этапах исторического развития буржуазии проблема Е. ш. становится проблемой, не сходящей с повестки дня до наст, времени. Новые отношения производства на первых же стадиях капитализма требовали нового подхода к школьному делу. Еще Амос Коменский (см.) (1592—1670) вкладывает в старую религиозную оболочку новые принципы как организации школьного дела, так и содержания последнего. Он ставит вопрос о всеобщем образовании, доступном для всех, разрабатывает целую систему Е. ш. (четыре ступени: материнская школа до 6 лет; школа родного языка до 12 лет; гимназия до 18 лет; высшая школа до 24 лет), вводит ряд новых, отвечающих особенностям эпохи предметов, активизирует технику педагогической работы и т. д. В конце 17 в. появляется работа Дж. Беллерса (см.), одного из предшественников трудового воспитания, — «Предложе-