Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-2.pdf/64

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Основные начала единой системы народного образования СССР, М., 1930; Крупская Н. К., Единый план и новые методы культработы, М., 1930; 1 съезд по политехнич. образованию (резолюция и постановления), 2 изд., М., 1930; Бубнов А. С., О политехнической перестройке школы и методич. руководстве, Москва — Ленинград, 1931; его же, Школа на повороте, Москва, 1932.

С. Каменев.

«ЕДИНЕНИЕ И ПРОГРЕСС», по-турецки «Иттихад вэ теракки», политическая организация младотурок (см.); основана в 1889 в Константинополе несколькими студентами военно-медицинского училища. Отражая интересы нарождавшейся национальной буржуазии, члены «Е. и п.» стремились, во имя спасения Турции от раздела между империалистическими державами, превратить неспособную к сопротивлению феодальнотеократическую Оттоманскую империю в буржуазную конституционную монархию и усилить значение турецкой буржуазии. Поэтому они ставили своей ближайшей задачей революционное свержение самодержавного режима Абдул-Гамида II. Основные кадры иттихадистов составила учащаяся военная молодежь. Учрежденный Ибрагимом Темо комитет «Единение и прогресс» установил связи с заграничной эмиграцией, привлек на свою сторону рядвидных политических деятелей (Ахмеда Ризу, историка Мюрада, доктора Назыма и других) и развил агитационно-пропагандистскую работу как в Турции, так и за границей. Но к концу столетия Абдул-Гамиду, частью путем разгрома подпольных организаций «Е. и п.», частью путем подкупа отдельных деятелей ого, удалось в значительной мере ликвидировать деятельность первого комитета «Единение и прогресс». В полосу нового подъема иттихадистское движение вступило после 1903, когда в связи с Мюрцштегским соглашением между Россией и Австрией, установившим иностранный контроль и ино«странную жандармерию в Македонии, резко усилилось недовольство абдул-гамидов«ским режимом со стороны патриотически настроенной военной интеллигенции, буржуазии и чиновничества. Исключительное влияние на Иттихад оказали русская и персидская революции 1905—06, побудившие младотурок начать непосредственную подготовку к восстанию. В 1906 комитет «Е. и п.» переносит свою резиденцию из-за границы в Салоники. В 1907 в Париже происходит конгресс всех революционных организаций Турции, в результате которого «Е. и п.» договаривается с дашнаками о программе реформ в Армении и заключает *блок как с дашнаками, так и с турецкими «либералами», руководимыми принцем Сабахэддином. С начала 1908 «Е. и п.» активизирует работу в Турции, устанавливая связи с болгарскими, албанскими и греческими четниками. Знаменитое Ревельское свидание (см.) Николая II с англ. королем Эдуардом в мае 1908, когда Россия и Англия договорились о программе новых «реформ» в Македонии, заставило Иттихад поспешить с осуществлением переворота. В конце июня 1908 начальник гарнизона в Ресне (Македония) лейтенант Ниязи-бей (см.) поднял восстание. К Ниязи присоединился майор Энвер-бей со своим отрядом, и вскоре вся Македония была охвачена революционным движением,, опирав 448

шимся на крестьянство, страдавшее от произвола помещиков и налоговых поборов султанских чиновников. К концу июля АбдулГамид перед угрозой похода революционной армии на Константинополь был вынужден объявить о восстановлении конституции 1876. Период, непосредственно последовавший за июльской революцией 1908, прошел под знаком двоевластия. Иттихадисты сами не заняли министерских постов, и правительство, очищенное лишь от наиболее одиозных деятелей старого режима, было составлено из старых чиновников во главе с известным англофилом Кямиль-пашой. Однако в действительности власть в стране в этот период принадлежала комитету «Е. и п.», имевшему в своем распоряжении наиболее реальную силу — армию. В этот же период «Е. и п.» пользовался и наибольшей поддержкой широких масс населения. В промышленных пунктах начали проявляться признаки рабочего движения. Под давлением их комитет «Е. и п.» и выдвигал радикальные требования. Так, в программу «Е. и п.», опубликованную в августе 1908, был включен даже пункт о наделении крестьян землей. Однако активность масс стала беспокоить «Е. и п.». Выступления против султана были опасны для иттихадистов, рассчитывавших использовать авторитет халифа в борьбе против центробежных тенденций, проявлявшихся не только среди христианских народностей, но и среди мусульман (например арабы). Стачечное же и крестьянское движение создавало прямую угрозу перерастания младотурецкой революции в народную. Поэтому иттихадисты «Е. и п.» проявил# особую осторожность в отношении Абдул-Гамида, ликвидировали забастовки при помощи войск и пересмотрели уже в сент. 1908 нек-рые «чрезмерные» пункты своей августовской программы, заменив напр. требование о наделении крестьян землей предложением «обеспечить возможность» приобретения крестьянами земельных участков «путем предоставления ссуд на умеренных условиях» и при этом  — «без нарушения прав землевладельцев». С другой стороны, выявились глубокие противоречия между «Е. и п.» и национальной буржуазией. Для последней, поддерживаемой гл. обр. Англией и Россией, свержение абдул-гамидовского режима открывало возможности требовать «децентрализации», за которой в сущности скрывалось стремление к полному отделению ряда областей от Оттоманской империи. Иттихадисты же, • наоборот, выдвинули лозунг «централизации», доказывая, что в Турции нет отдельных национальностей и что все являются «оттоманами».

Борьба между иттихадистской и инонациональной буржуазией обусловила острые столкновения между «Е. и п.», с одной стороны, и «децентралистскими» или «либеральными» группировками (ахрары, партия «Свобода и согласие»), с другой, особенно после неудачной попытки «Е. и п.» слить все буржуазно-революционные организации империи в один «политический комитет оттоманского единения».

С начала 1909 «Е. и п.» начинает подготовлять переход от прежней роли закулисного контролера государственной власти к непосредственному участию в правитель-