Страница:БСЭ-1 Том 25. Железо - Зазор (1932).pdf/214

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

взгляд поддержали Гельмгольц и Томсон, утверждавшие, что зародыши могут быть занесены на землю метеорами, которые при своем падении накаляются только с поверхности, в центральных же частях, содержащих иногда углеродные соединения, температура повышается незначительно. Между прочим Гельмгольц очень наивно защищал свой взгляд еще и тем аргументом, что, мол, до сих пор искусственно ни один организм не был создан. Такую же точку зрения позже развивал Аррениус, исходивший из того факта, что всюду на земле, вплоть до очень высоких слоев атмосферы, распространены споры микробов. Свой взгляд, получивший название теории панспермии, он пытался опереть на незадолго перед его выступлением открытое световое давление, под влиянием к-рого споры микробов, грибов, водорослей, закапсулированные простейшие' и т. п. могут быть вытолкнуты в межпланетное пространство, оттуда попасть на другие мировые тела и дать там начало развитию живых организмов. В самое. последнее время идея вечности Ж. вновь выдвинута Шульце.

Он утверждает наличие элементарных организмов, гораздо более простых, нежели бактериальные споры, и называет их биогенами. Роль этих биогенов в гипотезе Шульце такая же, как роль зародышей микроорганизмов в гипотезах Рихтера и Аррениуса.

Доказательство Шульце чисто схоластическое. Организм — машина. Но ведь для всякой машины необходимо наличие строителя, создавшего эту машину по определенному плану. При допущении, что живые организмы на земле когда-то возникли, необходимо допустить, что до их возникновения существовал и строитель (будь то надиндивидуальная жизненная сила или бог). Однако это противоречит машинной теории Ж. Следовательно Ж. никогда не возникала, она существует вечно, биогены переносят ее с одной планеты на другую. Здесь мы имеем дело с окончательным вырождением теории вечности Ж., показывающим ее полную бесплодность и фантастичность.

Особняком во всех этих теориях о вечности Ж. стоит взгляд Прейера (1880). Развивая свою чисто идеалистическую концепцию о всеобщей одухотворенности, он отвергал как происхождение жизни на земле, так и теорию о космозоях. Сего точки зрения вопрос поставлен неправильно: неверно, что живое возникает из неживого, наоборот, все неживое есть продукт жизни. Земля в раскаленном состоянии, как и любая туманность или раскаленная звезда, представляет собой живой организм. По мере охлаждения земли «протоплазма необходимо должна была остаться после того, как тела, считающиеся в настоящее время за неорганические, выделялись на охлажденной поверхности раскаленной планеты вследствие интенсивной деятельности последней».

В противоположность этим идеалистическим и метафизическим воззрениям о вечности жизни ряд естествоиспытателей, стоя на точке зрения возникновения и развития жизни на земле, пытался создать определенные и конкретные гипотезы происхождения Ж. Геккель (1866) выступил решительным противником того взгляда, что Ж. занесена на землю извне. Суть его воззрения своди 414

лась к следующему. Гипотеза самопроизвольного зарождения, в том виде как она существовала прежде, неправильна. Однако Ж. на земле возникла в определенную геологическую эпоху. Первичное зарождение (архигония) привело к образованию недифференцированных монер, из к-рых затем развилось все многообразие растительного и животного мира. Не исключена возможность того, что архигония происходит и сейчас.

Пфлюгер (1875) впервые выдвинул химическую гипотезу возникновения белковых тел, а следовательно и Ж., согласно к-рой основным химическим радикалом, определяющим живой белок, является циан (CN). Благодаря его способности входить в самые различные соединения как с углеводородами г так и с другими химическими веществами образовался живой белок. Аллен выводил образование живого белка из способности азота давать многочисленные соединения различной степени окисления. Дальнейшее развитие химии (в особенности коллоидной) и биологии привело к взгляду, согласно которому возникновение Ж. связано с длительными коллоидными процессами в растворенных в горячих морях органических соединениях г образовавшихся уже к моменту возникновения морей при взаимодействии карбидов(см.) и перегретого водяного пара.

Современное естествознание не дает ешеконкретного решения вопроса, какие стадии химического превращения проходило развитие материи до образования первых, еще недифференцированных белковых тел, обнаруживающих явления Ж. и совершающих обмен веществ. Разумеется между образованием первых недифференцированных белковых тел, с одной стороны, и возникновением дифференцированной клетки, с другой, лежитэпоха сложного и длительного развития.

Это коШфетное решёние необходимо будет зависеть от успешного развития химии белка, от его синтеза. Отсутствие этих данных  — один из поводов многочисленных шатаний естествоиспытателей в этой проблеме. Однако отсутствие вполне установленных знаний о химическом процессе происхождения Ж. не представляет затруднений для оценки тех взглядов, к-рые выше были изложены. Теории вечности Ж., какую бы форму они ни принимали, вырывают пропасть между миром органическим и неорганическим, устанавливают абсолютное различие органического и неорганического. Будучи развиты до своих конечных выводов, они неизбежно приводят к отрицанию перехода одной формы движения материи в другую, а тем самым к отрицанию развития вообще и упрочению метафизического взгляда на природу, широко открывающего путь идеализму и религии.

Жизнь ни зарождается самопроизвольно » ни вечна, а возникает при определенных условиях, и это возникновение есть необходимый этап исторического развития материи. Только такая диалектическая постановка вопроса гарантирует от различных исторически имевших (и имеющих) место форм метафизического решения проблемы. Среди сторонников самопроизвольного зарождения надо различать идеалистически-религи* озное поповское направление и направление материалистическое. Поповское направление основывалось на отрицании закономерности