Страница:БСЭ-1 Том 25. Железо - Зазор (1932).pdf/59

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ступлением в Двенадцатиперстную кишку ряда веществ, напр. НС1, салициловой кислоты, ментола, мыла, пептонов и альбумоз.

Истинными желчегонными средствами, усиливающими секреторную деятельность печеночных клеток, являются желчнокислые соли и атофан. В тонких кишках часть желчи подвергается обратному всасыванию.

Патология желчи и желчеотделения. Изменения состава Ж. при патологических условиях мало изучены. Содержание желчных пигментов повышено при усиленном распаде кровяных телец (злокачественное малокровие, малярия, отравление кровяными ядами); при этом желчные пигменты появляются также в крови; оно понижено при жировом перерождении печени, туберкулезе и других заболеваниях,, При амилоиде печени желчь очень бедна желчными кислотами. При острой атрофии печени и некоторых отравлениях (мышьяк, фосфор) желчь может содержать белок и'кровь.

Иногда в желчном пузыре образуются желчные камни (см. Желчнокаменная болезнь).

При затрудненном оттоке желчи в кишечник происходит всасывание желчных кислот и пигментов в лимфатические и кровеносные Пути, обусловливающее желтуху (см.).

Лит.: Лондон Е. С., Физиология и патология пищеварения, 2 изд., М. — Л., 1924, — Бабкин Б. П., Внешняя секреция пищеварительных желез, М. — Л., 1927; Lehrbuch der physiologischen Chemie, hrsg. v.

О. Hammarsten, 11 Aufl., Miihchen, 1926; Fiirth O., Lehrbuch der physiologischen und pathologischen Chemie..., L., 1925—28.

А. БраунЦьтейн.

ЖЕЛЯБОВ, Андрей Иванович (1851—81), виднейший вождь «Народной воли», один из самых выдающихся представителей русского революц. движения. Предки Ж. — крепостные крестьяне Костромской г., вывезенные помещикомШтейном в Крым.

Отец и мать Ж. были дворовыми помещика Нелидова (в имении Султановка Феодосийского у.). Несмотря на сравнительно мягкое обращение Нелидова с крепостными, мальчику с детства приходилось быть свидетелем жестокостей, зверства i и издевательства над человеческой личностью со |: стороны помещиков-крепостников; впоследствии Ж. сам говорил, что еще с детства он проникся ненавистью не только к господам-крепостникам, но и к самому главному господину — царю. Наибольшее влияние в детстве на развитие Ж. оказал дед по матери Гаврила Тимофеевич Фролов, человек грамотный, выделявшийся в крепостной среде своим независимым характером и свободолюбивыми взглядами.

У деда в соседнем имении Лоренцова мальчик жил в возрасте от 4 до 8 лет; его Ж. всегда считал не только своим первым учителем грамоты, но и первым воспитателем, привившим ему вольный «фроловский дух».

Благодаря содействию Нелидова Ж. получил возможность учиться сначала в Керченском приходском училище, потом в уездном, вскоре преобразованном в гимназию, поокончании которой он поступил в Одесский университет (1869).

Возбужденная общественная атмосфера 60  — х гг. не могла не оказать сильного влияния на Ж. уже в гимназические, потом особенно в студенческие годы. Недовольство крестьян «реформой» 1861 вскоре вылилось в широкое массовое движение, к-рое часто завершалось кровавым финалом и почти всегда военными судами и ссылкой в Сибирь и для подавления к-рого царю «освободителю» потребовалась целая армия. Польская революция 1863, зверски подавленная правительством, также имела революционизирующее влияние на подраставшее поколение.

Отзвуки первых выступлений землевольцев 60  — х гг. и затем «Молодой России» повидимому тоже докатывались до разночинной учащейся молодежи Керчи. По собственному признанию Ж., каракозовское дело (1866) он уже встретил вполне сознательно и радовался героической попытке наказать деспота. Вообще мировоззрение Ж. складывалось в период, когда «все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и . его остатками», когда революционную агитацйю, развернутую раньше Герценом, «подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы», когда «шире стал круг борцов, ближе их связь с народом» (Ленин). Неудивительно, что и Желябов с ранних лет стал в ряды революционных борцов.

К концу десятилетия революционная агитация глубоко захватила и студенчество (Нечаевское дело). Поступив в ун-т, Ж. сразу же окунулся в студенческое движение.

Он был руководителем в выступлении против реакционного проф. Богишича, за что был исключен на год из ун-та и выслан на родину (в 1871). В 1872 он вернулся в Одессу, но не был принят* в ун-т. Зарабатывая на жизнь уроками, он продолжал поддерживать связь с левыми элементами студенчества; одновременно он начал принимать участие в подпольных кружках народников.

В Одессе Ж. уже с 1872 посещал кружок Волховского (формально он был принят в члену кружка лишь год спустя); переехав на урок под Киев, он участвовал (в 1872—73) в т. н. «киевской коммуне» народников-бунтарей (Стефанович, Дейч и др.), но был связан также со сторонниками «мирной пропаганды» (кружок Аксельрода и др.). Вернувшись (летом 1873) в Одессу, Ж. вел работу гл. обр. среди городских рабочих, но принимал также участие и в деревенской пропаганде народников. Арестованный 20/IX 1874 в связи с повсеместным провалом участников* хождения в народ (см.), Ж. вначале за неимением против него улик был освобожден; вскоре он был арестован снова, но весною 1875 был освобожден до суда под залог. Летом 1877 Ж. был опять арестован и отвезен в Петербург, где он судился вместе с другими участниками хождения в народ, но был оправдан. См. Процесс 193.

Взгляды Ж. в этот период не отличались определенностью и последовательностью.

Разделяя в общем народническую концепцию о самобытных путях развития России, о деревенской общине как основе будущего социалистического строя, о возможности осуществления социальной революции в не-