Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-1.pdf/114

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

жает противоречия переходной эпохи в истории 3., эпохи, подготовившей почву для эволюционного учения. Несмотря на все свои недостатки, система Линнея приобрела огромное практическое значение, и систематика начала с того времени усиленно разрабатываться, опираясь на морфологию. Система животных постепенно совершенствовалась в направлении все большего отображения естественного родства форм. Господствовавшее на протяжении всего 18 в. учение о непрерывности и прямолинейной градации форм («лестница существ»), к-рое опиралось на учение Лейбница о непрерывности во всех явлениях (lex contmui), n было развито и поддержано многими выдающимися учеными 18 в. (Бонне, Робине, Бюффон, Валлиснери, Линней, Сторр,’ Линк, Реймарус, Шеллинг, Ламетри, Дидро и др.), — это учение, несмотря на свою односторонность и метафизичность, все же создавало почву для понимания единства и преемственности в мире животных. Однако в конце века это учение уступает в систематике место другим концепциям; одни ученые изображают естественные связи групп животных в виде сетки (Донатти, Герман), другие — в виде разветвленного дерева (Паллас), третьи — в виде нескольких вертикальных рядов, сопоставленных по разным основным признакам (Вик д’Азир). Нахождение все новых форм животных и большого числа переходных форм (особенно благодаря знакомству с ископаемыми животными) создавало огромные трудности при построении стройной системы животного мира на почве старых представлений о постоянстве видов _ Развитие зоогеографии (работы Палласа по' фауне и зоогеографии России, идеи Циммермана, объяснявшего современное распространение животных их распространением в прежние геологические эпохи) также подготовляло вытеснение догмата о постоянстве видов. Сравнительная анатомия вступила в 18 в. в новую фазу своего развития: от анатомических исследований отдельных животных стали все больше переходить к сравнительному изучению органов, все более крепла идея параллелизма между индивидуальным развитием и положением животных в системе, вскрывали все большее число гомологичных органов (см. Гомология), выдвигаличпри морфологической оценке органов не функциональный критерий, а топографическую связь органа со всей системой органов и с предшествующими его окончательному оформлению стадиями зародышевого развития (Кампер, А. Галлер, Дж. Гёнтер, Вик д’Азир, Блуменбах, Кильмейер и др.). Сравнительная анатомия ископаемых животных доказывала необычайное разнообразие модификаций основных систем органов и самих органов, вследствие чего невольно возникала; мысль о переходе одного отклонения в другое. Эта мысль однако ограничивалась идеей метаморфоза, реальное осуществление к-рого представляли себе весьма смутно. Таким образом оказалась вполне подготовленной почва, на которой Ж. Кювье мог впоследствии воздвигнуть стройное здание обновленной сравнительной анатомии 19 века.

Несколько обособленно развивалась эмбриология. В начале и середине 18 в. господствовало учение о преформации (Лейбниц, Бонне, Спалланцани, Галлер, Бюффон), согласно которому зародыш животного полностью предобразован (преформирован) в яйце (по мнению «овулистов») или в семени (по мнению «анималькулистов»).

Индивидуальное развитие представляет собой,согласно этому воззрению, простое развертывание (или, как тогда говорили, «эволюцию»), количественное нарастание уже готовых в зародыше органов. Это учение во второй половине века было опровергнуто К. Ф. Вольфом, который на основании изучения развития цыпленка доказал, что зародышевое развитие представляет собою постепенную дифференцировку отдельных частей и органов из первоначально недифференцированного яйца (теория эпигенеза).

Характерной чертой всего этого периода истории зоологии, с 17 до конца 18 вв., является преобладание учения о неизменяемости организмов, в т. ч. и животных. Понятие вида, установленное Реем и канонизированное Линнеем, несмотря на оговорки, которые они делали, постулировало постоянство, неизменяемость видов. Учение о том, что видов столько, сколько их было создано первоначально (Линней), энергично поддерживалось церковью. В конце 18 в. ряд ученых (Бюффон, Эразм Дарвин и др.) делает попытки обосновать учение об эволюции животных, опираясь на накопленный к тому времени’зоологический материал.

Материал этот однако был еще недостаточен для всестороннего обоснования эволюционной идеи, к-рая к тому же на первых же шагах встретила сопротивление со стороны ряда ученых авторитетов, отстаивавших в союзе с церковью метафизическую концепцию постоянства видов.

Во второй половине 18 в. передовым центром биологических наук стал парижский «Королевский сад» (Jardin du roi). Основанный еще в 17 в. в качестве «Королевского сада лекарственных растений», этот сад в конце 18 и начале 19 вв. сконцентрировал большое число наиболее выдающихся зоологов того времени. Из них Бюффон, Ламарк, Кювье и Э. Жоффруа СентИл ер оказали огромное влияние на развитие 3. Современник и ярый противник Линнея, автор знаменитой 36  — томной «Естественной истории», Ж. Бюффон (1707—1788) создал тип описания жизни животных, к-рый он сознательно противопоставлял распространившемуся в 3. методу линнеевской классификации. Бюффон отвергал систему Линнея, так как она мешала его идее «единого плана» в мире животных. Он дает описание животных по фаунам, защищает идею единства происхождения животных одного типа, признает преобразование животных под влиянием изменений среды, устанавливает наличие борьбы за существование, утверждает самопроизвольное зарождение в виде образования мельчайших органических частиц, из к-рых затем постепенно возникают простейшие животные. После Бюффона и его сотрудников и продолжателей (Добантон, Ласепед и др.) в «Королевском саду», переименованном в 1793 в «Национальный музей естественной истории», широко развертываются работы по систематике ^зоогеографии, сравнительной анатомии, палеонтологии и др. отраслям 3., а вместе с тем в первую четверть 19 в. «Музей» становится ареной борьбы между эволюционистами и сторонниками учения о постоянстве видов (см. Эволюционная теория). Ж. Ламарк (1744—1829), много и углубленно работавший по систематике, морфологии и палеонтологии беспозвоночных животных (им были введены и самые термины «беспозвоночные» и «позвоночные животные»), выступает, начиная с 1801, с большой программой в защиту эволюционной теории.