Страница:БСЭ-1 Том 28. Империалистическая война - Интерполяция (1937)-2.pdf/329

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

вступить в ту или иную секцию Интернационала». Эта резолюция требовала разрыва с буржуазными группировками и отказа от соглашения с «Лигой мира», претендовавшей на руководство рабочим движением. В специально принятой резолюции конгресс рекомендовал рабочим изучать «Капитал» Маркса. Генеральный совет на конгрессе был переизбран в прежнем составе.

Политические итоги конгресса были весьма значительны. Европейская пресса уделила ему огромное внимание, в особенности решению по аграрному вопросу. Оно было крупнейшим шагом вперед по пути классового самоопределения пролетариата, решительного отделения социализма от мелкобуржуазных воззрений и домарксового социализма. После конгресса вокруг этого вопроса в И. развернулась ожесточенная борьба. В частности, по указанию Маркса, секретарем Генерального совета Эккариусом была написана работа «Возражение рабочих против политико-экономического учения Д. С. Милля», отредактированная Марксом, где давалась резкая критика мелкобуржуазных идеологов мелкого хозяйства — Д. С. Милля и Сисмонди. Вторым важнейшим итогом Брюссельского конгресса было безоговорочное признание необходимости классовой борьбы пролетариата и обществ сопротивления (профсоюзов) как боевых центров этой борьбы. Оценивая результаты Брюссельского конгресса, Маркс писал: «Большой успех» заключается в том, «что прудонистские... [бравые бельгийцы] и французы, догматически декламировавшие в Женеве (1866 г.) и Лозанне (1867 г.) против тред-юнионов и т. д., теперь являются наиболее фанатическими приверженцами их» (Маркс, Письмо к Энгельсу от 12 сентября 1868, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. 93), Правда, признавая классовую борьбу пролетариата, большинство руководителей организации И. смотрело на профсоюзы как на организации аполитичные, нейтральные. Маркс и Энгельс, придавая большое значение политическим задачам профсоюзов, ставили перед ними не только экономические, но и общеклассовые задачи, подчеркивали значение профсоюзов как организующих центров рабочего класса. Но и это было все же крупным шагом вперед в борьбе с прудонизмом. Третьим существенным итогом Брюссельского конгресса, имевшим принципиальное значение, был факт открытого разрыва с буржуазно-пацифистской «Лигой мира». Решение Брюссельского конгресса вызвало раскол в «Лиге мира».

5 В организациях И. после конгресса развернулась борьба за самостоятельные классовые организации пролетариата, принявшая особо ожесточенный характер в Германии. В переписке со Швейцером и Либкнехтом Маркс требовал от первого отказа от лассальянских принципов в политике, а в организационном отношении — превращения лассальянской секты в массовую пролетарскую организацию; от Либкнехта — полного идейного и организационного разрыва с мелкобуржуазным демократизмом.

Игнорируя принципиальные требования Марккса, Швейцер, однако, предпринял агитацию в пользу организации профессиональных союзов, чтобы создать опору для «Всеобщего германского рабочего союза». В области профдвижения орх'анизация Бебеля и Либкнехта пустила уже прочные корни. Образование с. — д. рабочей партии в Германии в августе 1869 (см.Эйзенахский . конгресс) знаменовало собой отделение социализма от мелкобуржуазных направлений, но в сравнении с Нюрнбергским съездом, присоединившимся к И., решение в Эйзенахе, рекомендовавшее членам партии вступать в Интернационал персонально, было шагом назад.

В Швейцарии в это время развернул свою деятельность Бакунин. Ушедшие вместе с Бакуниным из «Лиги мира» Э. Реклю, А. Рей, Туччи, Дж. Фанелли, Жуковский, В. Мрочковский, А. Ришар и др. были членами тайной организации «Альянс», созданной Бакуниным.

Почти в течение двух лет Бакунин находился в Лиге, рассчитывая использовать ее для подчинения И. «Альянсу» (см. Интернационал анархистский и Бакунин). Альянсистами были выработаны программа, а также устав, согласно которому «Альянс», входя в И., во время ежегодных конгрессов последнего устраивает свои особые заседания, имеет свое центральное бюро. По этому уставу внутри И. была бы создана новая международная организация, фактически независимая от Интернационала. Бакунин, желая обойти Генеральный совет, обратился к Парижскому бюро, а затем к Брюссельскому федеральному совету с просьбой о приеме в И.

Только после их отказа «Альянс» за подписью Беккера отправил просьбу о приеме в И. непосредственно Генеральному совету. Одновременно Бакунин писал Марксу: «Со времени торжественного публичного прости, которое я сказал буржуа на Бернском конгрессе, я не знаю теперь другого общества, другой среды, кроме мира рабочих. Моим отечеством будет теперь Интернационал, одним из главных основателей которого являешься ты. Ты видишь, следовательно, дорогой друг, что я твой ученик, и я горжусь этим».

Просьбу «Альянса» о приеме в И. Генеральный совет, по предложению Маркса, решительно отклонил. Отказ мотивировался тем, что внедрение новой международной организации в И. дезорганизует последний, так как по уставу И., который Генеральным советом не может быть изменен для данного специального случая, в И. принимаются только локальные и национальные организации, уставы которых ни в чем не противоречат уставу И., и, наконец, что вопрос о недопустимости приема организаций, подобных «Альянсу», уже предрешен резолюцией Брюссельского конгресса о «Лиге мира», за которую голосовали и некоторые члены «Альянса». Бакунин, надеясь приобрести прочную почву в швейцарских секциях И., где он в это время развернул лихорадочную деятельность, официально сообщил о роспуске «Альянса», после чего женевская секция «Альянса» в июле 1869 была принята в И. Но фактически тайный «Альянс», вышедший из недр Лиги, не только сохранился, но Бакунин стал его лихорадочно укреплять. Бакунисты требовали реорганизации секций И. «на народной основе добровольного и свободного самодвижения масс» и ограничения функций и полномочий комитетов секций, которые, якобы, авторитарно подменяли собой массы. Эти требования Бакунина выражали его стремления разгромить существовавшую организацию и захватить руководство в свои руки, чтобы на приближавшемся Базельском конгрессе выступить в качестве представителя швейцарского пролетариата в борьбе за свою программу и добиться перенесения Генерального совета в Швейца-