Страница:БСЭ-1 Том 29. Интерполяция - Историческое языковедение (1935)-1.pdf/19

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

может вызывать различные деформации в их залегании (раздвижение, приподнятие слоев, трещиноватость в них и т. д.) или даже частичное их обрушение. Физико-химическое взаимодействие магматической интрузии с вмещающими породами выражается в частичной ассимиляции последних магматическим расплавом и в контактово-метаморфических изменениях (см. Контактовый метаморфизм). С интрузивными процессами связано образование пегматитов, контактово-метаморфических, пневматолитических и гидротермальных рудных месторождений (см. Пегматиты, Пневматолитические процессы).

К И. п. могут быть отнесены также и явления магматического автометаморфизма (т. е. воздействие на данную горную интрузивную породу в процессе ее формирования водяных паров и др. газов, выделяющихся из того же самого магматического расплава) и др. процессы, связанные с кристаллизацией магматической интрузии (см. Магматическая дифференциация).

ИНТРУЗИЯ, внедрение силикатного расплава (магмы) в осадочные и метаморфические породы земной коры.

ИНТУБАЦИЯ, бескровная операция, применяемая наряду с трахеотомией при сужениях гортани, грозящих задушением (при дифтерии гортани — т. н. крупе). И. заключается во введении в гортань через рот особой трубки длиной от 2, 5 до 7 см (в зависимости от возраста),

сделанной из тугоплавкого металла. Трубка вводится при помощи особого инструмента, интродуктора, под контролем пальца (см. рис.) и остается в гортани до тех пор, пока последняя не очистится от пленок (2—3 суток). Основное условие для успешного введения трубки — правильное и совершенно неподвижное положение больного, не допускающее закидывания головы назад и связанное с этим отклонение входа гортани назад. Показания для И. те же, что и для трахеотомии (см.). И. была впервые предложена в 1857 франц. врачом Бушю, широкое применение получила только спустя 30 лет благодаря работам американцев О’Двайера (1885) и Диллон Брауна (1887), разработавших инструментарий и технику операции в том виде, в каком они применяются и в настоящее время.

ИНТУИТИВИЗМ, философское учение, считающее основным орудием познания истины интуицию (см.). Наиболее выдающимся представителем И. является современный франц. философ Анри Бергсон (см.). Интуитивизм Бергсона однако не составляет совершенно новой теории (как это утверждают бергсонианцы): в своих основных элементах она развивалась еще в древности Плотином, а в новейшее время Шеллингом, Шопенгауером, а также франц.учителями Бергсона — Мен-де-Бираном и Равессоном. Но именно Бергсон занимает наиболее крайнюю антирационалистическую и антилогистическую позицию, вследствие чего между бергсоновским И. и учением мистиков стирается почти всякая грань.

Суть И., как он представлен Бергсоном, сводится к следующему: интуиция представляет собою своеобразный метод познания, диаметрально противоположный интеллектуальному познанию. Различие между интуитивным и интеллектуальным познанием прежде всего заключается в том, что обычное (интеллектуальное) познание предполагает «разделение между тем, кто познает, и тем, что познается»; интуиция же есть «динамическое познание, при котором акт познания совпадает с актом, порождающим действительность». Иначе говоря, в акте интуиции субъект не противостоит объекту, а полностью с ним сливается и гносеологически от него неотделим. Бергсон не отрицает, что такое понимание интуиции непримиримо с нашими правилами мышления и противоречит законам логики, но это, по его мнению, не может служить доказательством того, что интуитивного познания не существует.

Акт интуиции дается нелегко: он требует от человека необычайного и даже, «болезненного» усилия. «Нужно, — пишет Бергсон, — чтобы, обернувшись и перекрутившись вокруг себя, способность видеть составила бы единое с актом воли, болезненное усилие, которое мы можем совершить внезапно, насилуя природу, но которое не можем удержать более нескольких мгновений».

Метафизическая интуиция несмотря на свою кратковременность открывает философу самые сокровеннейшие тайны бытия. «На нашу личность, на нашу свободу, на место, занимаемое нами в природе как целом, на наше происхождение и,'быть может, также на наше назначение, она бросает свет слабый и мерцающий, но тем не менее пронизывающий сумрак ночи, в котором оставляет нас интеллект». Мгновенная интуиция отличается бесконечным богатством своего содержания, и ученый или мыслитель, даже если он потратит всю жизнь на раскрытие и истолкование своего однократного интуитивного видения, не сможет исчерпать его до конца.

Интуитивное познание отличается от обычного мышления и восприятия своим «бескорыстным» характером, т. е. своей полной независимостью от практического применения его.

Такое бескорыстное познание в частности характерно якобы для эстетической интуиции.

Художник обладает способностью «видеть сам и заставлять видеть других то, чего естественным образом мы не замечаем». Эта способность, которой одарены лишь немногие избранные натуры, объясняется, по мнению Бергсона, отрешенностью и «оторванностью» их сознания от интересов практической жизни. Очень родственно интуиции инстинктивное познание (см. Инстинкт), к-рое характеризуется тем, что оно имеет не логический, а психологический характер, т. е. представляет собою не познание, добытое путем рефлексии, а особый способ непосредственного внутреннего постижения свойств предмета. Так например, когда желтокрылый сфекс, нападая на сверчка, поражает его нервные узлы, он действует так, как будто бы он. заранее познал и изучил их местонахождение, — на самом же деле он «бессознательно» познает